"Вы создали Франкенштейна": как США помогали афганским моджахедам воевать с СССР
27 лет назад, в феврале 1989 года, закончился вывод советских войск из Афганистана. В тот же день глава отделения ЦРУ в Исламабаде телеграфировал в США: "Мы победили". Долгие годы считалось, что на протяжении 10 лет советские солдаты сражались исключительно с афганскими моджахедами, максимум – с силами народного сопротивления, плохо вооруженными и разрозненными. На деле же Афганистан стал очередной площадкой для противостояния двух мировых супердержав – США и СССР, как до этого – Корея и Вьетнам. Во время афганской кампании США запустили тайную программу "Циклон", в рамках которой "умеренная афганская оппозиция" получила миллиарды долларов и сотни тысяч единиц новейшего вооружения.
Зарождение "Циклона"
25 декабря 1979 года политическое руководство СССР приняло решение о начале полномасштабного военного вторжения в Афганистан – после многократных просьб афганского руководства. Это решение повлекло за собой крупнейшее (со времен Карибского кризиса) противостояние между СССР и Западом.
На ввод советских войск в Афганистан Штаты отреагировали немедленно. Президент Картер запретил экспортировать в Советский Союз зерно и продавать высокотехнологичную продукцию, блокировал совместные научные, экономические и культурные проекты. Бойкот Олимпиады-1980 стал частью этой санкционной политики. Однако это была существенная, но лишь видимая часть ответных действий со стороны Запада. Начиная с 1979 года и вплоть до вывода советских войск из Афганистана западные страны и их союзники поддерживали афганских боевиков финансово и технически.
Несмотря на то что официально начало кампании в Афганистане датируют 25 декабря, советское руководство еще весной 1979 года оказалось втянуто во внутриполитический кризис в этой стране. США не стали дожидаться конца года – уже 3 июля 1979 года президент Картер подписал директиву о тайной помощи противникам просоветского режима. Советник американского президента Збигнев Бжезинский позднее объяснил стратегию США в отношении Афганистана:
"Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Секретная операция была отличной идеей. Ее результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку".
Знаменитый поцелуй Брежнева и Картера в Вене после подписания договора об ОСВ-2, июнь 1979 (ЦРУ уже спонсирует афганскую оппозицию)
С этого момента финансирование по линии ЦРУ гарантировалось всем, кто активно противостоял просоветскому режиму Хафизуллы Амина и Нура Тараки. В начале 1980 года Картер заявил о том, что вторжение советских войск в Афганистан – это "крупнейшая угроза миру с момента Второй мировой войны". Появилась возможность действовать более открыто. Первая партия оружия, состоящая из винтовок, поступила в Афганистан уже 10 января 1980 года. Тогда же было заключено соглашение с Саудовской Аравией, которая присоединилась к антисоветской оси Вашингтон-Исламабад.
Операция по финансированию и вооружению афганских моджахедов получила кодовое название "Циклон" и стала одной из самых секретных и дорогих операций ЦРУ за все историю существования этой секретной службы. На войну с Советским Союзом чужими руками американцы к 1989 году потратили минимум 4 млрд долларов.
Непосредственно за финансирование моджахедов и поставки им вооружения в рамках операции отвечали несколько высокопоставленных американских чиновников. В первую очередь - директор ЦРУ Уильям Кейси, который руководил избирательной кампанией Рейгана и не был кадровым разведчиком. Но, как и Рейган, прослыл рьяным антисоветчиком: он был уверен, что СССР стоял за покушением на папу римского Иоанна Павла II, а войну в Афганистане считал первым шагом к походу к Индийскому океану. Кейси ежегодно посещал Пакистан и Саудовскую Аравию с секретными визитами, встречаясь с лидерами антисоветской оси.
Вторым фронтменом стал член конгресса (и отчаянный повеса) Чарльз Уилсон. Его деятельность легла в основу голливудского фильма "Война Чарли Уилсона", который даже номинировался на Оскар. Легенда гласит, что включиться в борьбу с Союзом в Афганистане Уилсон решился после того, как растрогался, увидев лагеря беженцев на севере Пакистана. "Советы нам должны еще тысяч сорок солдат", - якобы сказал Уилсон, сравнивая потери, понесенные США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Конгрессмен Чарльз Уилсон позирует рядом с афганскими моджахедами
Фактор Пакистана
Особенность "Циклона" заключалась в том, что США действовали не напрямую, а через страну-прокси, в роли которой выступил граничащий с Афганистаном Пакистан. За 10 лет война в Афганистане унесла жизни всего трех граждан США: послов в Пакистане и Афганистане (оба погибли в 1979 году) и одного военного советника. Интерес Пакистана в войне против СССР в Афганистане был понятен. В случае окончательной победы просоветских сил его положение становилось воистину угрожающим — с одной стороны стояла Индия, грезившая решением "пакистанского вопроса", с другой — контролируемый советами Афганистан.
Существует версия, что окончательное решение об оказании помощи "афганской оппозиции" со стороны Пакистана было принято благодаря генералу Ахтару Абдуру Рахману Хану, начальнику пакистанской разведки ISI. Именно он убедил Зия-уль-Хака начать поддержку моджахедов. Пакистанский диктатор, имея ограниченные собственные ресурсы, решил сыграть на противоречиях между двумя супердержавами. Зия понимал, насколько он важен для США и торговался с Картером относительно объемов выделяемой помощи: в начале 1980-го он отверг предложение о транше в 400 млн долларов в течение двух лет, требуя большего.
И дождался. Более щедрое предложение поступило уже от Рейгана в 1981 году – 3,2 млрд долларов за пять лет. США рассчитывали, что получая эти деньги, Пакистан прекратит свои разработки ядерной бомбы. Президент Зия-уль-Хак в 1984 году дал даже "личные гарантии" вице-президенту Джорджу Бушу того, что атом в стране будет использоваться только для мирных целей. Однако в 1998 году мир узнал, что у Пакистана появилась атомная бомба.
Президент Пакистана Зия-уль-Хак (1978-1988)
В основном финансирование шло через сеть НКО, такие как "Комитет помощи Афганистану" (среди основателей – бывшие послы и сотрудники ЦРУ) и "Комитет свободного Афганистана" (создана по личной инициативе Маргарет Тэтчер).
США выделяли деньги в качестве помощи Пакистану, а они в свою очередь уходили в руки руководства ISI, которая и распределяла их среди группировок боевиков. Пакистанский генерал Мохаммед Юсуф так говорил о помощи из-за океана:
"Задачи ЦРУ в Афганистане ограничивались поставками оружия и военного оборудования, организацией транспортировки грузов в Пакистан, предоставлением денежных средств на приобретение оружия и его транспортировку… обучением пакистанских инструкторов… изготовлением фотоснимков со спутников, а также карт оперативного планирования и коммуникаций, консультациями по техническим вопросам…"
Пакистан стал главным оплотом афганских моджахедов. На северо-западе страны, т.н. "зоне племен", развернулась целая сеть полевых лагерей, в которых и готовили будущих боевиков. Здесь же лечили раненых, сюда приходило новейшее вооружение из США, обращению с которым обучали американские и пакистанские инструкторы. Также лагеря боевиков служили перевалочными пунктами, из которых в Афганистан отправлялись караваны с оружием.
В борьбе с советскими войсками принимали участие и пакистанские войска. Нередко самолеты пакистанских ВВС пересекали границу с Афганистаном и атаковали советские вертолеты и бомбардировщики, после чего тут же уходили обратно на свою территорию. "Я же должен был следить, чтобы мы их не слишком сильно провоцировали. Война с Советами означала бы конец Пакистана и, возможно, - мировую войну", - писал генерал Юсуф.
Доктрина Рейгана
В 1981 году к власти в США пришел Рональд Рейган, известный своей жесткой антисоветской политикой. Он сразу назвал ответ администрации Картера на ввод советских войск в Афганистан как слишком слабый. С этого момента начинается фаза активного присутствия США в афганских делах. Причем делается это все более открыто. Например, в 1983 году Рейган лично принял лидеров афганских боевиков в Белом Доме (похожие встречи повторялись еще как минимум дважды – в 1985 и 1987 годах). Рейган тогда же назвал своих гостей "моральным эквивалентом отцов-основателей США". В той встрече участвовал и Джалалуддин Хаккани – полевой командир Исламской Партии Афганистана, зависевший финансово не столько от ISI и ЦРУ, сколько от правительства Саудовской Аравии. Среди его подчиненных был небезызвестный Усама бен Ладен.
Американцы использовали появившийся шанс добиться дестабилизации в СССР в связи с афганской войной по максимуму. В октябре 1984 года директор ЦРУ Уильям Кейси во время визита в Пакистан предложил союзникам перенести войну на советскую территорию, используя Афганистан как плацдарм. Действовать было решено через Узбекистан. По сведениям Washington Post, ЦРУ вскоре предоставило пакистанцам несколько тысяч книг для пропагандистских целей среди жителей Узбекистана – Кораны и исторические сочинения, посвященные "узбекской национальной борьбе" против СССР.
Президент Рейган в окружении лидеров афганских моджахедов. Белый Дом, 1983
С 1985 года Штаты меняют тактику в отношении советских войск в Афганистане. Если раньше задачей максимум считалось нанесение максимального урона советской стороне, то с этого момента ставилась задача заставить СССР выйти из Афганистана побежденными. Добиться этого можно было только увеличив поставки вооружения. Один из американских чиновников Мортон Абрамовиц, возглавлявший в то время Бюро разведки и исследований Госдепа, вспоминал:
"В 1985 году нас реально тревожило то, что моджахеды проигрывают, что их численность уменьшается, отряды распадаются. Потери были высоки, а ущерб, который они наносили советским войскам, невелик".
В марте 1985 года Рейган подписал директиву по национальной безопасности № 166, в которой предписывалось действовать "любыми доступными средствами" при решении афганской проблемы в интересах США. Новая директива предполагала поставки повстанцам технологически новых видов оружия и более активное использование американской разведки.
Афганский моджахед со "Стингером"
Директива стала прямым руководством к действию. Уже в 1986 году американцы начинают поставки противовоздушных комплексов "Стингер", только-только принятые на вооружение в самих Штатах. "Стингеры" стали настоящей головной болью для советской авиации. С 1985 года объем поставляемого союзниками вооружения в Афганистан достиг 85 тысяч тонн в год, что включало в себя дальнобойные снайперские винтовки, ружейные гранатометы и многое другое. Некоторые виды вооружения, тем не менее, приходилось и покупать – с 1983 по 1987 Пакистан за 1,2 млрд долларов приобрел у США 40 самолетов F-16. Не менее важным для ведения боевых действий против СССР стали данные спутниковой разведки с американских космических спутников и разведданные о советских целях на поле боя в Афганистане.
Не США едиными
Помощь боевикам оказывал и коммунистический Китай, поставляя копии советского вооружения. Например, крупнокалиберный пулемет ДШК, излюбленное оружие моджахедов против советских вертолетов, в большинстве случаев был китайского производства, равно как и автоматы Калашникова старого образца, калибра 7,62. За время войны Китай вложил в "альтернативный" Пакистан порядка 400 млн долларов и направил около 300 своих военспецов для обучения афганцев в лагерях Пакистана.
Обсуждался даже вариант привлечения к кампании против СССР в Афганистане государства Израиль. Лоббировал это решение конгрессмен Уилсон, который, по его же собственным словам, был "израильским коммандо" в Конгрессе. Но присоединение Израиля к коалиции заблокировала Саудовская Аравия.
Полоса британской газеты The Independent, посвященная "антисоветскому воину" бен Ладену
Саудиты оказали серьезную поддержку боевикам исламистского толка. СССР вклинился глубоко в Азию и находился совсем рядом с наиболее богатым нефтью Ближним Востоком, а это вызывало у нефтяных шейхов беспокойство. Аравийские спецслужбы помогали находить, вербовать и оплачивать добровольцев для войны с СССР. Из Саудовской Аравии прибыл в Афганистан Усама бен Ладен, который с января 1980 года находился в Пакистане и главным образом заведовал финансами.
Ему удалось заметно улучшить "качество" моджахедов, привлекая мусульманских наемников-фанатиков, которые сражались с советскими войсками более успешно, чем афганские беженцы из Пакистана. Все тот же конгрессмен Уилсон нередко летал в Эр-Рияд, когда саудиты не спешили предоставлять Пакистану очередной транш на военные нужды, после чего спонсирование афганской "оппозиции" через Исламабад возобновлялось.
Уже к концу 80-х стало понятно, что американская "дружба против общего врага" с исламскими фундаменталистами не приведет ни к чему хорошему, о чем пророчески в разговоре с преемником Рейгана - Бушем-старшим - сказала премьер Пакистана Беназир Бхутто: "Вы создали Франкенштейна".