Россия радикально усиливает воздушную разведку в Сирии
На сирийской авиабазе Хмеймим приземлился новейший самолет комплексной разведки Ту-214Р. Предполагается, что он сможет контролировать всю наземную и воздушную обстановку, а заодно на практике отработать методы радиоэлектронной борьбы. Судя по всему, аппарата именно с такими возможностями как раз и не хватало группировке российских ВКС в Сирии.
Как стало известно во вторник, на авиабазу Хмеймим в Сирии накануне прибыл новейший российский самолет комплексной разведки Ту-214Р. Самолет-разведчик ВКС России прилетел с аэродрома Казанского авиазавода. Его путь пролегал над Каспийским морем, через воздушные пространства Ирана и Ирака.
Как полагают эксперты, Ту-214Р сможет контролировать всю наземную обстановку в регионе. Он оснащен всепогодными радарами и оптико-электронными сенсорами системы «Фракция», которые дают псевдофотографические изображения больших частей поверхности, в том числе позиций сил противника, даже если они замаскированы или скрыты. Аппаратура позволяет создавать фото и видео с высоким разрешением в различных диапазонах инфракрасного и видимого спектров в режиме реального времени.
Радиолокационная система нового российского самолета-разведчика может обнаруживать скрытые и замаскированные объекты под снегом, кронами деревьев и под землей, рассказывал минувшим летом представитель Объединенной приборостроительной корпорации. На сегодня ВКС России располагают двумя такими машинами.
Район изоляции боевых действий
Поскольку Ту-214Р по происхождению – это пассажирский Ту-214, летать он должен под охраной как минимум двух истребителей типа Су-30 или Су-35, считает бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС полковник Сергей Хатылев. «Такого класса самолеты все тихоходные, скорость 700–850 километров в час. Дежурная пара истребителей типа «Сухого» прикрывает его на месте. А так для защиты одного самолета такого класса теоретически требуется до истребительного авиаполка», – пояснил полковник газете ВЗГЛЯД.
Как известно, Ту-214Р не вооружен. «Разговор идет о действиях всей авиации, которая может стоять на управлении этого воздушного командного пункта. Либо это район дежурства в воздухе и решение вопросов ПВО, и тогда он наводит истребительную авиацию на воздушные цели, либо он наводит армейскую, штурмовую авиацию, истребители-бомбардировщики на объекты на земле, например на такой объект, как город Алеппо. То есть он руководит группировкой, которая осуществляет боевые действия в районе нанесения ударов», – рассказал Хатылев.
Высота, на которой он применяется, зависит от боевой задачи, пояснил эксперт: «Как обычно американский Е-3А работает? На удалении 600 километров от целей, по которым должен наноситься удар. В этом случае высота – 6–8 тысяч метров. Но может быть и эшелон в 8–11 тысяч метров».
Как напоминает «Российская газета», антенны Ту-214Р могут перехватывать сигналы РЛС самолетов и других радиоустройств противника. Также имеется возможность прослушивать спутниковые и сотовые телефоны.
Ноздря в ноздрю с «Аваксом»
Для Ту-214Р не будет проблемой тот факт, что боевики в Сирии используют пусть примитивные, но зато массовые каналы связи – простые мобильные телефоны, считает Хатылев. «Есть опыт применения таких вещей при конфликте 2008 года в Грузии, в Абхазии. Наши Ил-20, Ил-22 летали и слушали все. Можно прослушивать в том числе каналы связи через коммуникации на земле либо через космос, если есть ретрансляторы на земле», – отметил эксперт. «Разумеется, все подряд слушать смысла нет. Например, в каком-то районе фиксируется очень много разговоров по мобильным телефонам. Обследуем, что за разговоры, проверяем, не там ли расположен узел связи боевиков», – пояснил Хатылев.
«Открытых данных о том, какая сейчас аппаратура на борту, нет. Если теоретически сравнивать аппаратуру самолетов НАТО АВАКС с нашей, то характеристики приблизительно одинаковые. А с точки зрения динамики они опять же вполне аналогичны. По взлетно-посадочным характеристикам, по максимальному времени полета, по эффективно отражающей поверхности, по использованию РЛС – все приблизительно на одном порядке с американскими», – перечислил Хатылев.
Как напомнил эксперт, самолет – совсем новый, его всего год-два назад собрали на заводе. «Американский Е-3А – тот уже 20–30 лет используется. У Ту-214Р пока еще широкого использования не было. Естественно, он имеет более совершенную систему навигации. Это более современная модификация того, что у нас было раньше. Раньше были воздушные командные пункты на базе Ил-76, аппаратура «Шмель» там стояла. У него были ограничения по дальности, по высоте, по времени пребывания в воздухе. У Ту-214Р, разумеется, все эти характеристики увеличены», – отметил Хатылев.
«Кроме того, на нем используются закрытые каналы связи. Радиолокационная информация – более точная, координаты определяются в том числе с использованием космической группировки. То есть можно сравнить воздушную и наземную обстановку так с самолета, так и со спутника, более точно идентифицировать обнаруженные объекты», – отметил полковник.
Другие эксперты отмечают, что российская авиация испытывает острую нехватку средств целеуказания для применения высокоточного оружия – фактически эту роль могут играть только электронно-оптические системы «Платан» новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. «Отсутствуют возможности целеуказания и у используемых в настоящее время российских БЛА. На вооружении ВКС России до сих пор нет подвесных контейнеров целеуказания, являющихся типовыми уже 25–30 лет для западной военной авиации», – написал в своей статье для журнала «Россия в глобальной политике» директор Центра АСТ Руслан Пухов.
По всей видимости, эффективность действий ВКС России в Сирии ограничена главным образом дефицитом разведывательных возможностей, а не недостатком самолетов или средств поражения, посетовал Пухов.
«Российской авиации не хватает специализированных самолетов-разведчиков, БЛА с широким спектром аппаратуры и большой дальностью полета, современных эффективных космических средств разведки. Полностью отсутствуют в российской авиации и БЛА с ударными возможностями. Из-за недостаточной отработанности в Сирию пока не были посланы новые российские боевые вертолеты Ми-28Н и Ка-52», – отметил эксперт.
Возможно, Ту-214Р сможет в какой-то мере компенсировать указанный недостаток.
Вторая миссия борта RA-64514
В начале декабря стамбульские газеты со ссылкой на источники в турецком Генштабе утверждали, что неподалеку от сирийской границы была развернута новейшая турецкая система радиоэлектронной борьбы «Корал». В генштабе уверяли, что «Корал» способна полностью «ослепить» переброшенные ранее в Сирию российские С-400. Впрочем, российские эксперты не исключали, что утечки из турецкого генштаба – это лишь попытка выведать параметры работы С-400 или же пиар с целью позднее сбыть «Корал» третьим странам.
Как считает полковник Хатылев, Ту-214Р в Сирии сможет сравнить свой потенциал с конкурентами в боевых условиях. «Это уникальная возможность. В этом регионе турки работают, американцы работают. В результате мы можем оценить эффективность своих современных средств. Пока ведь там идет не столько реальное противодействие, сколько изучаются возможности радиоэлектронного информационного противоборства на реальном театре военных действий. Но нужно понимать, что для той группировки явно одного самолета недостаточно. Явно нужна целая собственная группировка», – подчеркнул военный эксперт.
Как сообщает блог научно-исследовательской организации «Центр анализа стратегий и технологий», в Хмеймим прибыл Ту-214Р с регистрационным номером RF-64514, заводской номер 42305014, серийный номер 514. Это один из двух построенных на Казанском авиазаводе самолетов Ту-214Р. Свой первый полет он совершил 2014-м и был передан ВКС России в конце прошлого года.
А «Газета.ру» напомнила, что это уже не первая разведывательная миссия борта RA-64514. По данным украинских источников, 21 декабря этот же самолет совершил полный облет всей восточной и южной границы Украины. Полет разведчика также фиксировался по сигналам транспондеров, из чего следует, что самолет проследовал из Казани до точки соприкосновения границ России, Украины и Белоруссии. Далее полет продолжался на расстоянии примерно 30 км от границы Украины, над Крымом, вдоль побережья Одесской, Николаевской и Херсонской областей.