Провал отставки Яценюка — ужасный конец или ужас без конца?
Главный редактор ведущего одесского интернет-издания «Таймер» Юрий Ткачев — о том, как действующая власть сама загнала себя в угол:
«Я вот лично не совсем согласен с теми, кто обвиняет „Оппоблок“ в зраде из-за неголосования за отставку правительства. Судите сами. В чём смысл отставки правительства? Показательная порка Яценюка? Но его и так прилюдно выпороли и втоптали в грязь вчера в Верховной Раде, закрепив этот результат признанием его работы в 2015-м году неудовлетворительной.
Всеми участниками процесса заявлено, что новый Кабмин должен был формироваться из членов коалиции. т. е. его содержание осталось бы прежним, а изменился бы лишь персональный состав и квоты партий: простая перестановка кроватей в борделе.
Зато, избавившись от крайне непопулярного Яценюка, режим получал возможность относительно малой кровью разрешить острый политический кризис, избежать досрочных выборов, которых, в частности, на Банковой боятся как огня.
Действительно, „Народный фронт“ даже после отставки Кабмина вряд ли решился бы на выход из коалиции: это почти наверняка означало бы досрочные выборы, а они „фронтовикам“ с их близким к нулю рейтингом нужны ещё меньше, чем Порошенко и его блоку. Плюс энное количество портфелей в новом Кабмине помогли бы залечить раны, нанесённые самолюбию политсилы.
Что же касается „Батькивщины“ и „Самопомичи“, которые уже были, что называется, одной ногой в оппозиции, то их связь с парламентским большинством также можно было укрепить парой-тройкой должностей. Более того, у „Радикальной партии“ появлялся бы повод вернуться в коалицию без потери лица.
Иными словами, Яценюк должен был стать ритуальной жертвой, которая позволила бы укрепить евромайдановский режим.
Зато теперь ситуация складывается более чем интересная.
Кабмин дискредитирован, ошельмован, втоптан в грязь, но сохранил полномочия. Более того, этот Кабмин парадоксальным образом оказался самым прочным в новейшей украинской истории: в следующий раз голосовать за его отставку можно будет лишь на следующей сессии в сентябре.
Иными словами, законного способа отправить правительство в отставку на протяжении ближайшего полугода попросту не существует.
Раскол в коалиции усиливается. Порошенко больше не может шантажировать „Народный фронт“ угрозой отставки Кабмина. Мосты сожжены, и „фронтовики“ могут теперь мочить „предателей коалиционного соглашения“, активно используя для этого занятые ими командные высоты. А тут ещё „Батькивщина“ и „Самопомич“, чьи претензии к правительству никуда не делись, да и выборов эти политсилы не только не боятся, но и наоборот…
Наконец, в руках самого Порошенко власти стало существенно меньше — в первую очередь из-за того, что исчез тот самый поводок угрозы отставки, на котором он держал и Кабмин, и Народый Фронт. В частности, перспектива провести пресловутую конституционную реформу теперь становится решительно призрачной.
А самое главное — режим лишился „бескровных“ способов разрешить политический кризис. Теперь либо выборы, либо мучительное существование без парламентского большинства и авторитетного Кабмина.
То есть или ужасный конец, или ужас без конца.
Я вовсе не утверждаю, что „Оппозиционный блок“ действительно проявил столь дьявольское коварство. Вполне возможно, что там в ход пошли куда более простые соображения. Однако факт остаётся фактом: бойкотирование „Оппоблоком“ голосования за отставку Кабмина позволило ему поставить режим в откровенно идиотское положение, навредив ему тем самым куда сильнее, чем если бы Сеню просто и скучно отправили в сад».