Заповедник под Дмитровом - под угрозой коттеджной оккупации
Коттеджная оккупация озера Круглое — земли государственного заказника в Дмитровском районе бойко распродаются под частные владения в нарушение всех законов и Водного кодекса. И даже вмешательство Гослесфонда и Минэкологии результатов пока не принесло. Однако жители соседних деревень готовы бороться за сохранность заповедника до конца.
Заповедный лес около деревни Рыбаки обнесли забором. Ворота на замке, в бытовках никого. Местные жители утверждают: здесь собираются строить коттеджный поселок. Активная стройка сейчас не идет, площадка пустует. Но если пойти в глубь леса, то можно увидеть новую вырубку — спилили ели. А от детского лагеря, что по соседству, тянут электричество. Вдаль уходит цепь столбов, раньше их здесь не было.
В Интернете размешены объявления о продаже участков под индивидуальное строительство. Будущим жильцам обещают песчаный пляж, лодочную станцию. Всего 33 участка. Жители деревни пришли в ужас от того, как расправляются с лесом.
"Лес — это зеленые легкие. Сейчас, вырубая лес, мы лишаем себя свежего воздуха. Чем нам дышать?" — возмущается биолог-охотовед Ольга Емельянова.
В 1990-х администрация Дмитровского района передала эту территорию — 62 гектара — в бессрочное пользование компании "Спортинтер" с условием — построить здесь спортивно-гребную базу. Недавно коммерсанты через арбитражный суд добились того, что земля перешла в их собственность на основании того, что у фирмы там склады и спасательная станция. Правда, обещанной спортивно базы здесь до сих пор нет. Тем не менее, суд постановил: "Обязать администрацию Дмитровского муниципального района Московской области предоставить ЗАО "Спортинтер" в собственность и заключить договор купли-продажи земельного участка, исходя из ставки 2,5% кадастровой стоимости".
Новый собственник порезал землю на куски и начал распродавать. Это при том, что территория является государственным заказником, а 42 гектара входит в Гослесфонд. Ни вырубать лес, ни строить здесь нельзя без разрешения. Гослесфонд подал в суд и — проиграл. К новому разбирательству подключилось Министерство экологии.
"Здесь, по нашему мнению, вопрос однозначный — участок принадлежит Гослесфонду и особо охраняемой территории. Строить здесь нельзя", — утверждает в интервью программе "Вести-Москва" первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области Алексей Вьюрков.
В офисе продаж коттеджного поселка менеджер объяснил: остались участки у реки, за немалые деньги.
- Есть 20 соток, цена — миллион долларов.
- А почему так дорого?
- Потому что это бесценно. Помните произведение? Великий классиксказал: покупайте землю и больше не производите.
Под угрозой — и озеро Круглое. Его северный берег уже обнесли забором и поделили на участки. Не исключено, что и здесь могут появиться коттеджи.
"Подземные воды здесь проходят очень близко — в некоторых местах всего на глубине 2-3 метра. Если сюда пойдут всевозможные отходы, то озеро просто перестанет существовать, оно сгниет", — убеждена Ольга Емельянова.
Стройка еще не началась, а инспекторы уже обнаружили нарушения. Опоры под забор вкопали слишком близко к озеру.
"Расстояние от данных столбов до озера Круглое составляет менее 30 метров, а должно быть не менее 50", — подчеркивает государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования Московской области Евгений Костюков.
Власти готовы защищать водоем, но мешают бюрократические проволочки. Озеро Круглое — особая территория. Охранная зона — 50 метров от берега. Ближе к воде строить нельзя.
"Здесь много очень отдыхающих, они летом приезжают на автобусе, выходят и говорят: ой, все закрыли забором", — говорит жительница поселка.
Чтобы сохранить прибрежную зону от застройки, местные жители стали собирать подписи.
"Мы требуем, чтобы около участка №3, к которому относится озеро Круглое, расширили площадь охранной зоны до существующих застроек", — подчеркивает староста деревни Рыбаки Валентина Шаулене.
Экологи осмотрели территорию. Материалы отправят экспертам.
"В случае положительного заключения будет утвержден новый паспорт ООПТ, границы ООПТ станут публичными, и споры должны быть прекращены", — обещает Алексей Вьюрков.
Бюрократические процедуры займут немало времени. А пока заборы все ближе и ближе подступают к уникальному озеру, а заповедный лес заметно редеет.