Французский парламентарий обвиняет британского премьера в шантаже
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон использует тактику шантажа, достойную Маргарет Тэтчер — об этом заявил депутат французского парламента Ален Туре, представляющий департамент Кальвадос.
Именно этого, возможно, опасался первый президент Пятой республика Шарль де Голль, который дважды — в 1963 и 1967 годах — отказывал Великобритании в присоединении к Европейскому союзу.
Великобритания стала его полноправным членом лишь в 1993 году, через три года после смерти де Голля, который считал, что Великобритания станет американским «Троянским конём» в единой Европе. Многие сторонники этой теории указывают на то, что и через 45 лет полноценным членом Евросоюза Великобритания не стала, так как отказалась подписывать Шенгенское соглашение и сохранила собственную валюту. Впрочем, нынешние власти Франции считают иначе.
Так, французский премьер-министр Мануэль Вальс заявил, что выход Великобритании из ЕС стал бы «шоком» для Европы, причем не только внутренним, но и внешним, так как неизбежно негативно отразиться на внешнеполитическом имидже Европейского союза, который и так, по признанию его основателей, переживает трудные времена из-за миграционной проблемы.
Этот подход разделяет канцлер Германии Ангела Меркель, которая в ходе своего выступления в Бундестаге заявила, что сохранение Великобританией членства в Евросоюзе является «национальным интересом» Германии, заинтересованной в сохранении второй по размеру европейской экономики в составе ЕС. При этом Меркель отметила, что в Брюсселе не намерена настаивать на присоединении Великобритании к системе квотирования мигрантов, так как, по ее словам, распределение мигрантов по странам уже успешно происходит в рамках существующей системы.
При этом насчёт самой миграционной проблемы мнение Меркель не изменилось: по ее мнению, о крахе Шенгена говорить рано, а строительство забора вдоль морских границ Евросоюза и незаинтересованность в том, что происходит за его пределами, не является адекватным воплощением европейской идеи. Впрочем, с ней согласны не все: так, власти Австрии продолжают строительство забора вдоль своей границы, который журналисты уже называют надгробным памятником Шенгенскому соглашению.
Идею о пересмотре условий членства Великобритании в Евросоюзе Дэвид Кэмерон озвучил уже несколько лет назад, а в ноябре прошлого года внес в Еврокомиссию проект из четырех предложений: признание ЕС мультивалютным союзом, повышение конкурентоспособности стран-членов, расширение полномочий национальных парламентов и ужесточение миграционного законодательства. Под последним понимается заморозка выплат социальных пособий трудовым мигрантам из стран ЕС, прожившим в Великобритании менее четырех лет, которое встретило яростное сопротивление со стороны стран Центральной и Восточной Европы.
В итоге этот пункт все-таки вошел в проект документа, согласованного между Кэмероном и Европейской комиссией. Если он будет одобрен на встрече в Брюсселе, которая будет продолжаться 18 и 19 февраля, то Великобритания начнет готовиться к референдуму о сохранении членства в ЕС на новых условиях, который, как ожидается, пройдет 23 июня этого года. Сам Кэмерон является сторонником сохранения членства, но на измененных условиях.
При этом результаты опросов показывают, что больше половины граждан Великобритании [на момент написания этой статьи — 51%] собираются голосовать за сохранение членства в ЕС. Против намерены высказаться 36% британцев, а еще 13% пока не сформировали мнения по этому вопросу. По всей видимости, именно использование референдума в своих целях, несмотря на столь красноречивые цифры, и дало французскому депутату повод обвинить британского премьера в шантаже.