Не «КАМАЗом» единым. Что такое территориия опережающего развития?
Её резидентам сулят массу налоговых льгот – лишь бы открыли в автограде новые производства, не связанные с «КАМАЗом».
Внутренний офшор
ТОР рассчитана на 10 лет. За это время предполагается снизить число работников градообразующего предприятия, создав 10 тысяч новых рабочих мест.
В Татарстане уже выстроилась очередь из инвесторов, готовых работать в ТОР. Поэтому вслед за постановлением правительства РФ республика на минувшей неделе приняла местные законы для поддержки будущих резидентов. Их полностью освободят от налогов на имущество и землю. А также и от налога на прибыль в бюджет РФ (сейчас ставка 2%) - в течение 5 лет с момента выхода в плюс.
Ставка этого налога в бюджет РТ (сейчас 18%) будет 5% в первые пять лет и от 10% — во вторые. В группе компаний «Акульчев», планирующей работать в ТОР, главным плюсом называют льготы по социальным налогам. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижаются с 30% от фонда оплаты труда до 7,6%, причём эта льгота будет работать 10 лет с момента получения статуса резидента для всех предприятий.
По состоянию на 15 февраля, сформирован предварительный список из 35 инвестиционных проектов, сообщили «АиФ-Казань» в мэрии Челнов. Это выпускающая холодильники китайская компания «Haier», предприятие по убою птицы «Птицекомплекс «Чулман», производство пневматической рессоры НПО «Ростар», предприятие по обработке твёрдых отходов, мельничный комплекс и элеватор и др. Резиденты должны инвестировать в ТОР 50 млн руб, в том числе 5 млн руб. в течение первого года.
«Набережным Челнам дан хороший шанс, - говорит о ТОР Наиль Магдеев, мэр автограда. - Это второе дыхание для нашего города. Начинается кропотливая работа по дальнейшему развитию». По предварительным оценкам, благодаря ТОР бюджет автограда получит до 800 млн рублей.
«То, что целый город будет работать как внутренний офшор - это нормально, - считает Татьяна Фёдорова, член правления Союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности РТ. - Но такие меры нужно было вводить раньше, года два назад. В нашей отрасли, например, с новыми проектами сегодня сложно. Главная проблема – сырьё для производства нитей, тканей, которое приходится закупать за евро. Отечественные производители делают лишь первые шаги».
Сам не плошай
Не уверен на 100% в успехе ТОР и Вадим Хоменко, вице-президент Академии наук РТ. «Первыми территории-локомотивы развития создавали Китай на своём восточном побережье, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это дало стимул к бурному росту экономики, - рассуждает он. - В России такие зоны, как «Янтарь» в Калининграде, оказались не слишком успешны. Единственный яркий пример - наша «Алабуга». Думаю, именно с учётом её опыта Татарстан и получил добро на создание ТОР. Но не надо забывать, что основная задача такой территории - вывести Челны из позиции моногорода. Сам «КАМАЗ» тоже должен работать на это, запускать новые проекты. Например, постараться стать центральным партнёром организаций, строящих и обслуживающих транспортный коридор «Европа – Западный Китай».