Золотые арены. Почему наши стадионы стоят дороже европейских?
Самая внушительная статья трат после транспортной инфраструктуры — это строительство и реконструкция спортобъектов (175,7 млрд!). «Аиф» вгляделся в золотые арены и замер в недоумении перед воротами-2018.
Вначале говорили про траты - 250 млн долл. Последние новости - стоимость арены превысила МИЛЛИАРД (дороже только футбольный лондонский «Уэмбли»). Не удивляйтесь скромному рублёвому эквиваленту. Дело в том, что стадион начали строить ещё в 2007 г. (доллар стоил меньше 30 руб.).
Анатолий Волосов, исполнительный директор «Еженедельника «ФУТБОЛ», независимый эксперт по управлению и коммерческому использованию спортивных сооружений, преподаватель Российского Международного Олимпийского Университета, факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA:
— Стадион за миллиард долларов — так сегодня строят только в России. «Альянц Арена» в Мюнхене — суперсовременный объект с возможностью принять более 75 тыс. зрителей обошёлся в 340 млн. евро (плюс 210 млн. — инфраструктура вокруг арены). Мюнхен, в отличие от Питера, завершил стройку за 3 года. В целом же стоимость большинства 45-тысячных стадионов, построенных в Германии к чемпионату мира-2006, не превышает 170 млн евро. Но это для немца хорошо. У нас другие подходы. Арена в Казани — в 320 млн. евро ( 14,4 млрд руб по курсу 2013 г., когда был сдан объект). Именно на «казанские расходы» призывал ориентировать Виталий Мутко регионы, строящие свои 45-тысячники. Но только московская «Открытие Арена» смогла уложиться в эту сумму, (причём объём работ там был даже больше, чем в Казани). Объяснение московскому феномену простое — когда средства частные, а не бюджетные, то и контроль за их расходованием принципиально иной.
ФИФА, учитывая опыт чемпионат мира в Бразилии-2014, в своё время рекомендовало России уменьшить количество городов в целях оптимизации трат с 11 до 9 (10 стадионов вместо 12). Мы на это не пошли. Хотя если бы оперативно пересмотрели планы, можно было бы существенно сэкономить. В конце концов, вместо ряда городов, имело смысл включить в программу Краснодар, где стадион одноименного клуба фактически готов (он немного недотягивает по вместимости, но эта проблема решаема, строится на частные инвестиции С. Галицкого).
И ведь на одних расходах на строительство история не заканчивается! Расходы на эксплуатацию подобных арен по оценкам международных экспертов, — около 5 млн. долл в год ( даже по докризисному курсу это — 150 млн. руб). Я не говорю о возврате инвестиций — это в наших условиях вряд ли возможно. Но надо же как-то после чемпионат мира сводить концы с концами, обеспечивать безубыточность объектов (в противном случае их дешевле просто снести). Если в Москве эти деньги ещё реально заработать, то, как быть с Саранском, где на матчи «Мордовии» в лучшие времена ходит 13 тыс. чел.? С Волгоградом, где ходить просто не на кого, ибо местный «Ротор», сожалению, фактически умер? С Екатеринбургом, Нижним Новгородом и т.д. Нам, конечно, рассказывают, что после 2018 года вместимость ряда арен уменьшиться (за счет демонтажа трибун) и обслуживать их станет дешевле. Но не секрет, что собирают у нас так, что так разобрать невозможно. Мы это видели на примере некоторых олимпийских объектов в Сочи...
Средняя посещаемость матча в России — менее 11 тыс. чел. (против почти 50 тыс. — в Германии). Даже, если предположить, что после чемпионата мира она увеличиться вдвое, то всё равно на одном футболе арены не выживут. Поэтому изначально к разработке концепций спортсооружений целесообразно было бы привлекать будущих операторов (муниципалитеты в лице их спортивных департаментов, футбольные клубы, управляющие компании), которые и будут их эксплуатировать после окончания ЧМ 2018. При этом необходимо было изначально закладывать в их концепции многофункциональное использование, учитывая региональные особенности, социокультурные факторы, покупательную способность и предпочтения населения. Вариантов множество — на стадионе могут располагаться магазины, гостиницы, офисы и иные коммерческие нежилые помещения, универсальный спортзал и т.д. Пока эту многофункциональность я вижу на «Открытие Арена» плюс попытки на стадии разработки концепции сделать что-то в Калининграде. По другим объектам у меня такой информации нет.
«Ломать нельзя, строить!». Как в Ростовской области готовятся к ЧМ-2018?
Зато у меня есть опасения, что проведем чемпионат мира (в чем нет абсолютно никаких сомнений, вопрос — какой ценой), отрапортуем, а содержание огромного футбольного хозяйства ляжет на наши с вами плечи, как налогоплательщиков.