Кардиохирург Ренат Акчурин: «Наша кардиохирургия не уступает западной»
На днях Ренату Сулеймановичу исполнилось 70 лет. Накануне юбилея мы побывали у него в гостях.
Во имя жизни
Это далеко не первая наша встреча с прославленным кардиохирургом. Однажды нам даже довелось присутствовать на одной из его операций, которую он проводил совместно с академиком РАН, директором Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина Михаилом Давыдовым. Корифеи российской хирургии виртуозно удалили гигантскую злокачественную опухоль сердца пожилой пациентке.
Уже на вторые сутки после тяжелейшей операции, которая длилась шесть часов, женщина пришла в себя. Но потом события стали развиваться совсем по другому сценарию. Пожилая пациентка умерла...
Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Ренат Сулейманович, не жалеете, что тогда рискнули?
Ренат Акчурин: Другого выбора у нас не было. Без операции дни этой женщины были сочтены. Для таких пациентов хирургия – единственный шанс на спасение. И мы нередко в этом сложном поединке одерживаем победу.
- Совместные с онкологами операции вы по-прежнему проводите?
– По-прежнему. Особенно если идёт речь о двух одинаково критических состояниях, например, о резко возникающей непроходимости коронарной артерии и опухоли трахеи, когда медлить нельзя.
Однако, если ситуация позволяет, такие операции мы стараемся разделять по времени, чтобы уменьшить объём хирургической травмы пациенту. К примеру, сначала оперируем его по поводу тяжёлой ишемической болезни сердца последней стадии, выхаживаем в течение 7–8 дней, а потом быстро передаём в Онкоцентр для противоопухолевого лечения.
- Рисковать часто приходится?
– Сплошь и рядом.
Шанс на спасение
Всемирную известность Ренат Акчурин получил в 1996 году после успешно проведённой операции по аортокоронарному шунтированию Борису Ельцину. Первому лицу российского государства наперебой предлагали свои услуги ведущие клиники и кардиохирурги мира. Ельцин выбрал Акчурина. И не прогадал. Та операция подарила президенту 11 лет жизни.
- Ренат Сулейманович, а первую свою операцию вы помните?
– Конечно. Первым пациентом, которого я оперировал, был таксист. Операцию ему мы сделали быстро, а сама подготовка к ней шла часа три. К счастью, всё закончилось благополучно, и мы спасли ему жизнь.
- С какими проблемами к вам в Кардиоцентр чаще всего поступают пациенты?
– Через нас проходят все сердечно-сосудистые заболевания взрослых. При этом в последние годы существенно выросло число больных преклонного возраста с дегенеративными изменениями клапанов сердца, что свидетельствует о том, что таких больных у нас в стране научились лечить. Благодаря широкому выбору современных препаратов у врачей появилась возможность значительно отдалять острые сосудистые события у больных с гипертензией, нарушениями ритма сердца, ишемической болезнью сердца.
Но приходит время, когда лекарства становятся неэффективными. И тогда на помощь нам приходят щадящие бескровные гибридные операции по замене клапанов сердца без наркоза и разреза. Эти операции стали шансом на спасение для значительной группы больных, которым из-за преклонного возраста и/или ряда сопутствующих болезней сложные открытые операции на сердце противопоказаны.
- Значит, мы от Запада не отстаём?
– Нисколько. Наша кардиохирургия не уступает западной. Мы одинаково думаем, одинаково лечим. Отстаёт финансирование.
Если проследить кривую смертности в России за последние 25 лет, можно заметить чёткую её зависимость от уровня бюджета здравоохранения и выделения средств на социальные нужды.
Источник вдохновения
В историю российской медицины Ренат Акчурин вошёл не только как блестящий хирург. Он – один из создателей отечественной коронарной микрохирургии, впервые в Европе внедривший операционный микроскоп.
В числе выдающихся достижений нашего собеседника также создание комплекса для операции на бьющемся сердце, позволяющего одновременно собирать кровь и снова возвращать её больному, за разработку которого прославленный кардиохирург получил Гран-при престижной международной выставки.
- Сейчас у нас много говорят об импортозамещении в медицине. В кардиохирургии это возможно?
– Возможно. Думаю, в ближайшие 5–10 лет мы сможем уйти от импорта по целому ряду позиций. Уже сейчас у нас есть стабилизаторы миокарда, инструменты для сердечно-сосудистой хирургии, которые ничуть не хуже зарубежных.
Тот же аппарат для возвращения крови из раны, который мы создали совместно с конструкторским бюро «Взлёт», мы готовы производить и поставлять в любые лечебные учреждения страны. Могли бы мы выпускать и свой собственный шовный материал, что существенно разгрузило бы финансовое бремя лечебных учреждений.
- Оно велико?
– Сердечно-сосудистая хирургия – одна из самых дорогостоящих. Спасибо Минздраву. Начиная с прошлого года нам стали выделять квоты на многие операции, которые раньше по квотам не оплачивались.
- Ваш день расписан по минутам: лекции, конференции, деловые встречи, 7–8 операций в неделю... Как у вас на всё хватает сил?
– Я стараюсь двигаться, не люблю сидеть на одном месте. Да и сама работа, любимое дело придают сил и вдохновляют. Главное – не расслабляться.
Сердечные совета Рената Акчурина:
1. Рационально питайтесь. Ограничьте потребление животных жиров и легкоусвояемых углеводов (сахар, мёд, сладости).
2. Откажитесь от вредных привычек. Алкоголь в больших дозах повреждает сосуды, лишает их эластичности. Никотин спазмирует и ведёт к образованию бляшек.
3. Регулярно проходите обследование. Мужчинам после 40 лет и женщинам после 50 необходимо ежегодно проверять состояние сердечно-сосудистой системы.
4. Больше двигайтесь.
Оптимальный вариант – ходьба в среднем темпе. Ежедневная норма – не менее 10 тыс. шагов.
5. Исповедуйте оптимизм. Прежде чем паниковать от какой-то жизненной проблемы, постарайтесь разложить её по полочкам и найти решение.