ПБК: как стать латышом?
Граждан Латвии должно становиться больше. С таким посылом парламент решил внести изменения в «Закон о смене имени, фамилии и национальности». Документ призван облегчить бюрократические препоны для репатриантов-возвращенцев на историческую родину. Действующий сейчас порядок мешает им получить гражданство Латвии, передает ПБК.
Прецедентом для внесения поправок стала история с некой жительницей Канады, которая хотела переехать жить в нашу страну. Оба ее родителя родились в Латвии и являются ее гражданами. Сама же женщина — еврейка. Именно национальность стала причиной того, что получить латвийское гражданство, в данном случае, можно только путем натурализации.
О своих проблемах дама рассказала Марису Кучинскису. Премьер, в свою очередь, депутатам комиссии Сейма по сплочению общества. И вот теперь ее председатель дошел до юридической комиссии с предложением изменить «Закон о смене имени, фамилии и национальности».
«Это один из тех случаев, когда буква закона не соответствует его духу. Мы рассматривали его на заседании комиссии. Ситуация яркая и неадекватная. Необходимо расширить круг лиц, которым можно менять национальность. Наше предложение— разрешить делать это репатриантам. А то получается, что если ты латыш, то тебе зеленый свет. А если еврей, или другой, то красный», — заявил председатель комиссии Сейма по сплочению общества Илмарс Латковскис.
Ина Ворпа, юрист Департамента по делам гражданства и миграции: «Таких случаев, без этого примера, у нас четыре. Речь идет о гражданах России и Казахстана, если я не ошибаюсь. Они репатриировались в Латвию, получили вид на жительство и предоставили информацию о своей национальности в регистр жителей в свидетельствах о рождении и браке. Так что это не только канадский пример».
Чиновники пояснили, что согласно закону менять национальность у нас разрешено гражданам, негражданам и лицам без подданства. Но только не репатриантам. Но депутатам и это оказалось непонятным.
«По-моему мы нигде не оговаривали, что будем брать во внимание всякие документы, неважно где выданные.
Я понимаю, что, например, в Сибири, в то время, записать себя латышом означало поставить себе минус. Но мне как-то не хочется вводить такие ограничения для людей. Делать так, что, в первую очередь, для них будет важным, что им записала в документах другая власть», — отметила Инесе Либиня-Энгере.
«Если человек получил документы в Бразилии, то, с точки зрения бразильцев, он бразилец. А никакой не латыш. Во Франции он тоже не латыш, или литовец, а гражданин Франции. Здесь вопрос в интерпретации закона. Не будет ли так, что в соответствии с Законом о гражданстве ему, в какой-то момент, скажут— извините, по документам вы бразилец, а не латыш. Так что — доказывайте», — сказал Андрей Юдин.
После дискуссий депутаты все же решили поддержать порядок смены национальности для репатриантов.
«Речь идет не сотнях и не о тысячах. Но если законопроект является благоприятным, хотя бы, для небольшой группы людей, то мы это поддерживаем. Я считаю, что граждан Латвии должно быть больше», — заявил Андрей Агешин.
В предложениях юридической комиссии в «Закон о смене имени, фамилии и национальности» есть и другие послабления. Например, степень родства, предлагается доказывать всего лишь в одном поколении. Сегодняшнее требование — латышом, или ливом, должен быть хотя бы один прямой родственник в двух поколениях. Документу еще предстоит пройти три утверждения в парламенте, передает TVNET.