Турция спасает ливийских исламистов от натовских бомб
Тем не менее, на следующий день президент Западной Ливии Халифа аль-Гвелл отказался передать власть новому кабинету. Однако турецкому посланнику удалось лоббировать идею ООН по созданию в Триполи «Высшего Госсовета» – параллельного парламента с консультативными функциями. Новая структура должна заменить собой ВНК, лишив тем самым исламистов «народного представительства». Его первое заседание в Королевском дворце в Триполи выбрало своим председателем лидера партии «Союз за родину» Абдаррахмана ас-Севехли. Таким образом, Эрдогану удалось адаптировать ливийских «Братьев-мусульман» в новую натовскую реальность – подчинить марионеточному кабинету коллаборационистов, а также примирить с хунтой Мисураты, признавшей ПНС.
Напомним, что именно Мисурата стала базой скрытой турецкой интервенции в Ливию в 2011 году. По свидетельству Тьерри Мейсана, Турция возобновила исторические связи с ливийской народностью «мистрата», главным образом, с агдамами – обращёнными в ислам турецкими евреями, которые поселись в Ливии в 18-19 веках. Именно Мисурата первой восстала против режима Муаммара Каддафи, однако получила помощь со стороны НАТО только после операции в Бенгази. Когда же с города была снята морская блокада, первым туда прибыл турецкий плавучий госпиталь.
Турция вступила в ливийскую операцию НАТО, несмотря на то, что Ливия на тот момент была вторым потребителем турецких товаров, и разрушение этой страны спровоцировало в Турции спад экономики. Однако возможность возглавить режим «Братьев-мусульман» после «арабских революций» в Тунисе и Египте для Эрдогана перевесила экономический ущерб, и после свержения Каддафи турецкий премьер по договорённости с Францией рекрутировал боевиков ливийской «Аль-Каиды» («Ливийская исламская боевая группа») в Сирию. Офис лидера ЛИБГ Абдельхакима Белхаджа расположился в Адане по соседству с американской авиабазой «Инджирлик» на юго-западе Турции.
Сам Эрдоган был лично знаком с ливийскими террористами до свержения Каддафи. Нынешний мэр Триполи с ирландским гражданством Мехди аль-Харати в мае 2010 года участвовал в турецкой флотилии Mavi Marmara по прорыву блокады сектора Газа. Он поцеловал Эрдогана, когда тот навестил раненых членов флотилии в больнице. Именно этот человек в августе 2011 года возглавил штурм отеля Rixos в Триполи, построенный турецкой фирмой, где укрывался вместе с семьёй Каддафи и первые лица Джамахарии. Именно сообщение турецкой разведки о наличии в гостинице тайного подземного бункера заставило Каддафи бежать из столицы. Впоследствии он сформирует в Турции из нескольких тысяч ливийских боевиков «Сирийскую свободную армию» для начала войны в Сирии.
Очевидно, что такая забота о ливийских исламистах со стороны Турции связана, в первую очередь, с заботой о собственных политических активах Ливии, которая является частью более крупного африканского проекта Эрдогана. Кроме того, турецкий президент не заинтересован, чтобы несколько тысяч бежавших от российских ВКС в Сирии ливийских боевиков стали пушечным мясом на пути ратификации пронатовского правительства. Наконец, Эрдоган в очередной раз спас Мисурату от боевиков Триполи. В первый раз, чтобы сохранить мисуритян от триполитанского гнева, когда они планировали захватить Сиртский нефтяной полумесяц, Сирт пришлось отдать на откуп ИГ*.
*ИГ – террористическая группировка «Исламское государство» запрещена в РФ