Голландяку – на гиляку! Колонка Руслана Мармазова
Голландцы бороздили океанские волны самыми передовыми кораблями того времени, на которые весь цивилизованный мир равнялся и завистливо таращился. И что с того, что украинская техническая мысль дальше «славэээтных» казацких «чаек» не пошла? Было ли время над такими мелочами размышлять? Нет, надо было подпирать черепах, на которых земная пластина покоилась. И потом, в утлой посудине за горизонт – это героично, а по морю собственной вырытости – еще и несказанно круто. Выкопали голландцы хоть одно море? Вот! А на добротном фрегате и дурак прославиться может, попробуй на утлой ладейке… Жалкий, короче, народишко.
Так еще и неблагодарный такой. Украинцы милостиво соизволили приползти на коленях в Европу пристраиваться, а эти сыры голландские, видите ли, нос воротят. Наглость такая, что ни Спинозой сказать, ни Рембрандтом описать.
Собственно, если бы на Украине многие годы не боролись с наукой, с историей, допустим, подменяя ее стенограммами из психушки, то вполне могли бы и сами разобраться, почему именно Нидерланды стали камнем преткновения на пути триумфального затаскивания украинцев американскими пассатижами в семью европейских народов. Видите ли, ценности старого континента, не универсальные, к слову сказать, вообще не для каждого подходящие, создавались и шлифовались на точильном камне событий непростых, кровавых, страшных. Голландцы в них участвовали, как никто другой.
Во всяком случае, первая буржуазная революция, заложившая фундамент западному миру в современной его трактовке, их мастеровитых рук дело. Случилось все это чуть не полтысячи лет тому назад, и с ходу было омыто кровью 80-летней войны. Голландцы много трудились, бились, это нация воинов и мореходов, ученых и художников, а еще меркантильных до невозможности своекорыстных торговцев и менял. И всё сегодняшнее нидерландское несомненное благополучие, свобода, которой даже слишком, оттого она с извращениями, – они создавали, представьте, исключительно под себя и для себя.
Да-да, поразительно, но голландцам абсолютно недостаточно, когда некие самозванцы со слезами возвышенного счастья на очах взирают на флаг Евросоюза. Для рядового амстердамца или, скажем, обитателя Гааги – это просто символика для размещения на футболках и «бурбуляторах», вроде портретаЧе Гевары, Гомера Симпсона или веточки каннабиса. Еще посмотреть надо, что прибыльней штамповать на сувенирах. Просто символ, который нынче такой, завтра другой.
А вот принять на свой кошт толпу нахлебников, уверенных, что весь мир должен им просто по рождению, – это, чего доброго, может и навсегда получиться. Почему это голландцы должны отщипывать от своей размеренной и удачливой, выстраданной и заработанной поколениями предков жизни ради непонятно кого, чье участие в мировых процессах сложно даже в приборы Антона нашего, понимаете ли, Левенгукарассмотреть?
Закономерен вопрос, отчего такой референдум не возник в Германии или, скажем, во Франции? Так, а страны больше, с претензией, игроки это поглобальней, но и куда более подневольные, чем Нидерланды. И, смею судить, демократии там, стало быть, поменьше. В том самом, изначальном смысле, когда власть у народа. Было бы ее довольно, вы считаете, что немцы с французами добровольно и с шутками-прибаутками открыли бы ворота перед арабско-африканским потоком, приняли бы румынских конокрадов и албанских наркодилеров? Что уж говорить об украинцах, разметавших в прах свою страну ради эфемерной возможности без визы трудоустраиваться уборщицами и грузчиками в пригородах Нанси или, например, Хаттингена.
На голландские власти американцы, понятно, тоже давили, да еще как. Те и придерживались правил игры, светили зубной эмалью в камеры и размеренно цедили из себя политкорректные слова о том, что без Украины и нет никакой Европы, рухнет она если не сегодня после ланча, так завтра еще до полдника. Но правительства и люди – суть разные категории. И голландцы это показали, удивив, как минимум, украинцев.
Выяснилось, что в демократической стране руководство обязано проводить референдум, если люди того хотят, а не отвечать на законную инициативу ударом тяжелой артиллерии. Оказалось, что активисты – это те, кто в состоянии сказать «а мы не хотим», собрать подписи и настоять на голосовании, а вовсе не те, кто взрывает линии электропередач и блокирует движение грузовиков. Да, такая уж примитивная у голландцев демократия. Но она исконная, ей без малого 500 лет, вероятно, подотстала от трендов, от свежих модных веяний.
Интересно наблюдать за резкой переменой настроений у украинского, простите за непотребное слово, истеблишмента. Только что ласковыми котиками (как в мультике про Шрека) в глаза заглядывали, просились, возьмите-де нас, мы же свои, буржуинские. А когда голландцы на это не повелись, начали хамить и толковать о незначительности какого-то там волеизъявления, каких-то там окраинных народов. Но я же говорю, в Нидерландах живут люди, эгоистично понимающие только свою выгоду. Чтобы понятней было, их голландская хата с такого краю, что они ничего, не сулящего лично им пользы, не знают и знать не желают. Чтобы еще яснее: их голландская вышиванка ближе к их голландскому телу, чем что бы то ни было, включая вечные ценности, наподобие «Оды к радости».
К тому же, так вульгарно и такой порченый товар всучивать, – любой купец возмутится. Опытный голландский – в первую голову. Режим-то в Киеве кровавый, вороватый, президент лживый, деньги от налогов в Панаму складывающий, фашисты с факелами марширующие, поп-расстрига в патриаршем клобуке, смиренно по-пастырски убивать мирное население призывающий, экономика руинизировавшаяся, инакомыслящие в тюрьмах, в эмиграции сидящие, если не в гробу лежащие… Знаете, при всей широте взглядов и слабой закомплексованности голландцы к такому оказались не вполне готовы. У себя дома – совершенно точно.
Понятно, что вокруг результатов референдума еще будет много канители. Очень любопытно, как поведет себя голландская политическая макушка. На бывшей Украине вой о циничном попрании европейских ценностей и крушении идеалов цивилизованного мира так громок, что даже немного заглушает кричалки о том, что Голландия – часть гибридной войны, которую Путин ведет с территорией шинкаря-кондитераПетра Алексеевича Порошенко еще со времен царя-плотника Петра Алексеевича Романова. Российский Петр Алексеевич, заметим, у голландцев учиться не гнушался, свой державе на пользу. Украинский же его позорный двойной тезка сам всех поучает, шибко умный, потому что… Успокоились бы, что ли?
Валерьянки, к примеру, выпили. И несколько скромнее оценили свое место на земной тверди, пусть и вылепленной в былые времена древним
и украми. В последнем никто не сомневается, как вы понимаете.
В конце концов, благодаря референдуму многие голландцы вообще узнали, что есть такая территория «Украина», и она, кто бы мог нафантазировать, считает себя тоже Европой. Уже большая победа внешней политики, как принято говорить в последнее время – пэрэмога! Климкин в праздничном сюртуке, поди, вертит дырку под какой-нибудь орден Мазепы Подполтавского или Бандеры Героямславского.
Осталось в победе и всемерном европейском уважении убедить карательные батальоны, боевых три-два-разов Верховной рады, бабушек с еврокастрюлями на укроголовах и тому подобную просвещенную и утонченную публику. Хотя, конечно, сделать это будет нелегко. Нидерландский котел получился не хуже Дебальцевского и Иловайского. Но голландцы сами виноваты. Их ласково звали в хозяева, паны и благодетели, а они записались во враги ватные. Чего доброго, придется им мстить теперь как-нибудь отчаянно и изощренно... Ничего-ничего, Босх прыдэ – порядок навэдэ…