Как погиб «Комсомолец»: история субмарины, не имеющей мировых аналогов
В память об экипаже атомной подводной лодки «Комсомолец» погибшей 7 апреля 1989 года, был установлен день памяти погибших подводников.
В Николо-Богоявленском Морском Соборе Санкт-Петербурга 7 апреля 2016 состоялась традиционная панихида по экипажу подлодки «Комсомолец», которая погибла в апреле 1989 года.
После церковной службы на Серафимовском мемориальном кладбище пришедшие возложили цветы на могилы командира подлодки капитана первого ранга Евгения Ванинаи членов экипажа — капитана второго ранга Олега Аванесова и старшего лейтенантаСергея Маркова.
Восстановить те трагические события корреспонденту Федерального агентства политических новостей помогли советский офицером-подводником, писатель-маринист, автор многих исторических расследований Николай Черкашин и председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, капитан первого ранга Игорь Курдин.
Неповторимый «Комсомолец»
С сожалением заметив, что катастрофа была не первой и не последней в истории отечественного флота, Черкашин рассказал, что именно с нее начался период, когда обо всем в стране стало можно говорить. Именно поэтому, по его словам, о трагедии узнал практически весь мир: событие освещалось очень подробно, эмоционально и пристрастно.
«Каждая страна преследовала в то время свои цели, — вспоминает офицер. — Глобалисты пытались обвинять всех и вся, флот обвинял создателей субмарины, которые в свою очередь обвиняли экипаж в неправильной эксплуатации и непрофессиональной подготовке к погружению. Спустя 27 лет, говорить об этом не приходится, все страсти отгремели, были написаны сотни книг, приведены аргументы, контраргументы. Сейчас важна память о погибших моряках, мы клялись их помнить, и 7 апреля стало днем памяти всех погибших советских и российских моряков».
Для Николая Черкашина «Комсомолец» был не просто подводной лодкой, на ней погиб его сослуживец и товарищ, капитан первого ранга Талант Буркулатов. «Это был образец мужества, стойкости, на борту корабля он всячески подбадривал людей, делал все возможное, чтобы выжили члены экипажа, но сам, к сожалению, погиб от глубокого переохлаждения, — вспоминает подводник. — Его сын продолжил дело отца и стал моряком».
Офицер в отставке рассказал и о том, что лодка была единственной способной погружаться на глубину более километра, — боевым кораблем, а не батискафом. Субмарина, по словам Черкашина, должна была стать родоначальником глубоководного флота России.
Титан холодной войны
«При строительстве «Комсомольца» были применены уникальные технологии, — продолжает собеседник ФАПН. — Подлодка была сделана из титана, можно сказать, что металлургическая промышленность была создана под нее, потому что до этого титан в таких количествах не выплавляли. Лодка поставила мировой рекорд в мире по глубине погружения. Старшим на борту был адмирал Евгений Чернов, к сожалению, ушедший из жизни в январе этого года, поэтому этот день мы можем считать так же и днем памяти этого замечательного выдающегося подводника».
Николай Черкашин особенно остро переживал трагедию атомной подводной лодки «Комсомолец». Сам будучи бывшим подводником, он хорошо понимал, что пришлось пережить членам экипажа. В 1991 году он написал повесть «Пламя в отсеках», рассказывая о катастрофе близ острова Медвежий, о героической борьбе экипажа за живучесть подводного корабля, о бедах и проблемах спасательной службы, это долг памяти писателя перед моряками-подводниками.
В этот день офицер вместе со своей семьей пойдет в храм, чтобы почтить имена друзей и товарищей, погибших в годы холодной войны, ведь несмотря на то, что противостояние прошло без выстрелов и взрывов, погибло около тысячи подводников.
Пожар на глубине
Капитана первого ранга, Игоря Курдина корреспондент ФАПН застал по дороге на панихиду в Николо-Богоявленский Морской Собор. Он рассказал о том, что происходило на лодке, и из-за чего произошла эта ужасная трагедия.
Напомнив, что подводная лодка не была результатом серийного производства, а являлась скорее экспериментальной, подводник рассказал, что глубина погружения и возможность применения на таких глубинах торпедного оружия, позволили ей побить все мировые рекорды и быть единственной в своем роде.
«Плавание на больших глубинах всегда сопряжено с рядом технических трудностей, — пояснил капитан 1-го ранга. - Давления воздуха не хватило бы для продува цистерн и была продумана система аварийного промывания цистерн главного балласта пороховыми зарядами. Она тщательно тестировалась и работала. «Комсомолец» был уникальной подводной лодкой, равных ей до сих пор в мире нет».
Доводы досужих экспертов о том, что экипаж был плохо подготовлен Курдин считает не состоятельными. Обвинять конструкторов он тоже не стал: подлодка была спроектирована в Центральном конструкторское бюро морской техники «Рубин» в Санкт-Петербурге и наличие принципиальных конструкторских ошибок офицер так же исключает.
«Любая катастрофа, связанная с гибелью подводной лодки, неважно российской или американской, всегда загадочна и причина ее гибели никогда не будет известна до конца. — рассуждает Курдин. — Длительное расследование, в том числе и при участии независимых экспертов, в первую очередь вице-адмиралом Евгением Черновым, вызвало великое множество споров. Люди разделились на две группы, одни называли виновниками членов экипажа, а другие обвиняли во всем промышленность».
Истина, по словам офицера-подводника, находится ровно посередине.
«Причина пожара, начавшегося в кормовом отсеке на сегодняшний день выявлена. — заявил он. — Известно, что для поддержки жизнедеятельности экипажа внутри субмарины существует система выработки кислорода, который подается во все отсеки в примеси с обычным воздухом. Одной из непринципиальных ошибок конструкторов было то, что на подлодке была установлена система «К-4″, отличающаяся от своих предшественниц большой производительностью».
Игорь Курдин считает ошибкой установку мощной кислородную систему с избыточной производительностью на подлодку с малым водоизмещением и малым количеством экипажа. Он указал, что прибор, дозирующий количество подачи кислорода в лодку вышел из строя и оксигена в кормовой отсек стало поступать больше чем нужно. Напомнив об известном факте из курса химии о взаимодействии кислорода и малейшей искры приводящей к возгоранию, он указал, что по всей видимости это и произошло в кормовом отсеке. Вахту нес один матрос и все что он успел — доложить о пожаре.
«На подводных лодках пожар — самое страшное, что может произойти. — рассказал подводник. — Из-за переизбытка кислорода пожар был скоротечный, объемный, и матрос героически погиб. Лодка находилась на глубине около 200 метров, поэтому первичные действия, предпринимаемые экипажем были выполнены быстро и в полном объеме, что позволило лодке всплыть в надводное положение. Далее сработала автоматическая защита реактора. Спустя какое-то время «Комсомолец» затонул, с дифферентом на корму».
Курдин предположил, что произошло это из-за того, что при отсутствии хода, вода просачивается внутрь через линии валов или водозаборные устройства. Он рассказал, что экипаж в это время находился на верхней палубе и понимая к чему это может привести, попытались спрятаться в специально оборудованной всплывающей спасательной камере, которая позволяет выбраться людям, находящемся в лодке. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев».
После диалога с ФАПН офицер сообщил, что прибыл на место панихиды и больше не может говорить. На прощание он сказал, что почтение памяти погибших подводников является для него делом чести.
http://fapnews.ru/254348-kak-pogib-komsomolets-istoriya-subm...