Украина. Окаянные дни. Морок майдана рассеивается
Продолжение. Первые части:
Украина. Окаянные дни. Катастрофа
Украина. Окаянные дни. Донбасс
Зимой 2013-го между Россией и Украиной лопнула кора земли: украинцы, братский наш народ, оказались по ту сторону разлома.
Наша коллега-журналистка, коренная киевлянка, не смирилась с майданом и уже больше двух лет ведет хронику революционной дури. Имя мы не называем, чтобы не осложнять ей жизнь.
Ее честный и страшный дневник стоит читать всем, у кого Украина болит, не переставая. Тем более что поводов по-прежнему хоть отбавляй.
Сама героиня говорит: «Я пишу новые «Окаянные дни». Первые, как известно, Иван Бунин написал в Гражданскую.
В предыдущих частях она рассказала, как быстро развеялся морок евромайдана, особенно когда народ начал получать повестки в зону АТО в Донбассе и мерзнуть в квартирах, в которых не включили отопление.
Октябрь 2014-го.
ПЕРЕСТАЛИ ОРАТЬ «ГЕРОЯМ СЛАВА»
Вчера стояла на светофоре возле новой высотки. Так вот, на каждом балконе, на каждом - спутниковая антенна. А то и по две. Я успела насчитать больше сорока. Кого хотят обмануть запретом российского ТВ? С лета спутниковых антенн в Киеве стало в разы больше, в десятки раз. Там, где стоят пятиэтажные хрущевки, - там по десятку коллективных антенн на крышах.
Узнала, что у нас есть юношеский спортивный хоккейный клуб, который называется «Беркут». Тренирует ребят заслуженный мастер спорта СССР из Москвы. Он год работает тут по контракту. Разговаривала с мальчишками. Оказывается, с прошлого года им много раз предлагали поменять название клуба, а они наотрез отказываются, да еще и гордятся. Вот как бывает.
Кстати, хоккеисты перестали орать на играх: «Слава Украине - героям слава». Орали весь прошлый год. И перестали. И стали обычными, нормальными спортсменами, которые матерятся, и все.
Со слов очевидицы - в Крыму много женщин наконец-то позволяют себе: есть мясо (не видели годами), покупать новые вещи. Особенно радуются пенсионерки. А мужики носят футболки с изображением Путина со слоганом: «Кому не нравлюсь, можете застрелиться».
Как тут жить, как работать? Медсестра Надя сегодня мне сказала, что таким, как я, «надо разбивать тупые головы об стены», потому что я якобы против Украины (наша героиня к этому моменту была уволена из редакции и пошла работать по своей основной специальности - она спортивный врач. - Ред.). Сказала она мне на чистом русском языке с легким украинским акцентом. А я вообще никогда с ней на политические темы не говорила.
ПОМОЛИМСЯ
«Мы, простые верующие люди, секта Иегова, жители Борщаговки, заявляем, что Путин - Сатана. Приходите к нам на собрание. И мы вместе спасем Украину».
Дали листовку с портретом Президента России, перечеркнутым черным. Далее был текст, объясняющий, почему на Украине война. Оказывается, потому что люди забыли заповеди. Они пьют, воруют, употребляют наркотики, прелюбодействуют. Всему этому украинцев научил, оказывается, Путин. Там же были приведены выдержки из Нового Завета. Местные читали с удовлетворением и не выбрасывали.
Времена и легенды не меняются. В тридцатые годы прошлого столетия немцы утверждали, что Христос был истинным арийцем. А в XXI веке он стал украинцем.
Да, касательно Бабьего Яра и прочих Яров: историческая концепция поменялась, согласно новой в украинском народе были исключительно праведники. Сегодня эти «праведники» обрисовали свастиками «Менору» (памятник жертвам массовых убийств в Бабьем Яре в годы Великой Отечественной. - Ред.). Еще рано утром там не было ничего. И вот опять.
Выбросила из своего гардероба на помойку все вещи коричневого цвета. Даже стильные, к счастью, их было немного.
БЕДНОСТЬ
Девушка в маршрутке за моей спиной в отчаянии:
- Как я могу заплатить за лекарства 2400 гривен, когда у меня зарплата 1600!
И неожиданно плачет кому-то в трубку. Слышно на весь салон.
Сегодня зашла посмотреть себе новую куртку. Мелкая предпринимательница (у нее небольшой магазинчик) сообщила мне, что разорилась и уезжает в свой Каменец-Подольский, а оттуда - на заработки в Россию. Стояла на майдане за лучшую жизнь. Сообщила, что за целый день я - второй человек, который зашел в ее лавку.
Ничего не купила, зато сделала сегодня из обмылков свой первый в жизни кусок мыла! А из остатков морковного жмыха (делала морковный сок соковыжималкой) - морковные котлеты. Я испытываю глубокое удовлетворение от того, что могу экономить в трудные для страны будни. А так... Я ведь семгу люблю, с лимоном.
БЕЖЕНЦЫ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ
Вчера я оказалась ночью на вокзале (встречала поезд). В здании спят на стульях полубомжи, жуткого вида мужчины и женщины. Очень много. Зрелище ужасное. Милиция никого не разгоняет, потому что этим людям просто негде быть. Это беженцы из зоны АТО.
Каким надо быть моральным уродом, чтобы беженцам из Луганска, работающим в Киеве, говорить, чтобы зарплату им платил Янукович или чтобы они валили отсюда обратно? А тут каждый второй так думает, мало того, еще и повторяет.
С 1 декабря поезда и автобусы из Киева в Донбасс ходить не будут. Все в шоке от этой новости. Там что, не будут жить люди? Или здесь решили, что уже не живут?
ХРОНИКА СМУТЫ
- Базарчики Киева. Рыба живая - карп, карась, толстолобик - лежит, уже мерзлая, в огромных металлических тазах. Раньше в таких тазах купали детей. В грязных ящиках - огромные мороженые сливы. В будочках что-то строчат швеи на машинках и устало смахивают волосы, упавшие на лицо, и о чем-то переговариваются. Сапожники ставят набойки на старенькую обувь. Тетки вовсю торгуют квашеной капустой и обещают, что она без уксуса, а та непременно с уксусом. Причем почти у всех. Обязательно нужно обсчитать, обвесить и надуть. Все очень напоминает девяностые годы. Суета, грязь, мелкая движуха и темень. Беспросветная Украина.
- Галицизация всей Украины. В центре Киева есть необыкновенной красоты по архитектуре дома. И они завораживают взгляд. И вдруг на фоне этих домов по улицам идут крестьяне, разговаривают громко на суржике, сморкаются, плюются на асфальт, достают свои мобильные из китайских пальто: «Ты мэнэ чуэшь? Чи ни?». Почему они здесь, а не у себя... по хозяйству. И почему все новые ресторанчики Киева построены в стиле гуцульской хаты?
Продолжение в следующем номере «КП».