О чем я не знала в 20 лет
Когда тебе 20, кажется, что впереди еще вся жизнь, что можно пробовать все, развлекаться, тратить время и не принимать никаких решений. Мы думаем, что карьера построится сама, что «Тот Самый — не за горами», а здоровье и близкие будут с нами вечно.
Но спустя уже десять лет все меняется. Вот тебе почти 30 — и ты вдруг понимаешь, что позади уже половина жизни. А ты как та стрекоза из басни Крылова — «лето красное пропела». И если бы сейчас было можно отправить послание себе 20-летней, то вот что я бы сказала.
Выбери одно дело и стань в нём Мастером
Когда мне было 20, я еще была в иллюзии, что существует некое особое Предназначение — единственное дело, которое очень быстро позволит разбогатеть и стать известным. Я смотрела на кумиров из телевизора и хотела стать такими же, как они. Прыгала с одного дела на другое и не знала, на чем остановиться.
Сейчас я знаю: такого дела не существует. Нет никакого волшебства. Есть много работы, которые приводят к тому, что ты проходишь 4 ступени реализации: задатки — способности — талант — гениальность.
Сначала у нас есть малюсенькие задатки, которые практика (и только практика) превращает в способности. Способности, сдобренные парой тысяч часов практики, превращаются в талант. Талант, политый еще парой тысяч часов «крови, слез, пота и работы» вырастает в гениальность.
Именно через эти ступени прошли все: великие спортсмены, писатели, музыканты, программисты, бизнесмены, врачи. От Моцарта и Микеланджело, до Эйнштейна и Джобса.
Твое Призвание — любая область, к которую ты выбрал и к которой лежит душа. А когда ты становишься Мастером в нем, то в ответ получаешь как бонус от мира все остальное: признание, деньги, статус. Так что цель должна быть одна — стать безупречным в деле, которое ты выбрал. И чем быстрее, чем лучше.
Ты всегда будешь жалеть о не-сделанном
Ох, сколько я всего упустила из-за страхов и комплексов!
Когда мне хотелось танцевать, я стояла в углу, потому что стеснялась своего тела.
Когда мне хотелось вставить слово в каком-нибудь разговоре, я молчала, потому что думала, что сейчас скажу глупость.
Когда приходило время уйти с вечеринки, я оставалась — не потому что мне там было интересно, а потому что меня уговаривали.
Когда нужно было заявить о себе, я сбегала, потому что было страшно.
Когда хотелось сказать «Я тебя люблю», я молчала, потому что думала, что это не взаимно.
Есть специальные Рейтинги Сожалений: опрос людей 65-70 лет на тему того, о чем они жалеют в масштабах прожитых лет. И этот список всегда одинаковый. Люди жалеют, что им так и не хватило смелости отдаться мечтам. Не хватило духу бросить нелюбимую работу. О том, что так мало сделано для своих близких. Жалеют о том, что не занимались спортом, а разрушали свое тело, и о том, что не путешествовали.
Все люди жалеют о несделанном, и о том, что так бездарно потратили время.
Нельзя недооценивать силу Слабых Связей
Очень часто мы делаем ставку на своих друзей и близких. Мы ждем от них помощи и поддержки, но очень часто судьбоносные события происходят с нами, благодаря слабым связям.
Мэг Джей в своей книге «Важные годы» пишет об исследовании профессора Стэнфордского университета Марка Грановеттера, который изучил слабые связи. Слабые связи — это люди, с которыми мы так или иначе встречаемся или поддерживаем контакты, но не знакомы достаточно близко. Это могут быть коллеги или соседи, бывшие работодатели. Профессор выяснил, что, например, в трех из четырех случаев новая работа появляется, именно благодаря слабым связям.
«Наши близкие друзья похожи на нас, поэтому часто не могут предложить нам чего-то, чем мы сами не знаем. А представители «слабых связей» не принадлежат к замкнутому кластеру наших близких друзей и знакомых, они открывают нам доступ к чему-то новому. У них есть опыт, которого нет у нас. Они знают людей, с которыми мы не знакомы. Информация и возможности передаются по слабым связям гораздо быстрее, чем через близких друзей, поскольку у людей со слабыми связями меньше общих контактов», — пишет Мэг.
Сон — последнее, от чего стоит отказаться
Когда я сплю меньше 7-8 часов в день, я не могу заниматься писательством. Мозг отказывается работать, постоянно хочется еды, потому что не хватает энергии. Мне понадобилось десять лет, чтобы понять: один из самых главных компонентов счастливой и успешной (!) жизни – это сон.
Шведский психолог Андреас Эриксон, который стал популярен благодаря книге «Гении и аутсайдеры» и его исследования, названным позже «правилом 10 000 часов», выявил еще одну закономерность.
Он выяснил, что лучшие скрипачи спят по 8,6 часов в день. Это на час больше, чем средний американец. Психолог пишет, что сон помогает им восстанавливаться, чтобы чувствовать себя сосредоточеннее.
Так что исключать из нашей жизни, построенной на дедлайнах, можно все, что угодно, кроме сна.
У каждого свой Путь
Каждый день тебе будут говорить, как нужно жить: родственники, учителя, СМИ. Но смысл в том, что, как говорит писатель Барбара Шер: «Наши мечты и наш Путь так же уникален, как отпечатки пальцев».
Мне всегда говорили: «С твоим потенциалом жить только в Москве!». Но по иронии судьбы только вернувшись в родной город — в Уфу — после 8 лет пребывания в Москве — и началась моя настоящая жизнь. Я занялась спортом, похудела почти на 30 килограммов, бросила попытки угнаться за последней моделью айфона и сосредоточилась на том, чтобы стать Мастером.
В итоге в конце мая 2016 года издательстве «МИФ» выходит моя книга «100 способов изменить жизнь». В общем-то, я счастлива. И, пожалуй, к своим 30 годам успела сделать всё, кроме семьи.
Но, может, это и неплохо. Надо же себе оставить хоть какой-то повод для сожалений.