Швондер и другие
«Швондер — он и есть главный дурак!»
Профессор Ф.Ф. Преображенский
(М. Булгаков, «Собачье сердце»)
11 мая на форуме в разделе «Мнение» была опубликована статья неизвестного автора «Немного о патриотическом воспитании в России». Это первая статья на форуме без подписи, которую я увидел.
Внимательное ее прочтение наводит на мысль: либо автор недостаточно образован и не может понять цель и задачи госпрограммы, либо он умышленно дискредитирует усилия действующей власти в области патриотического воспитания граждан в надежде, что форумчане не станут читать саму программу и ограничатся рассматриваемой статьей.
Как человек, занимающийся рассматриваемыми вопросами, хочу попросить у форумчан несколько минут внимания и вступить в полемику с неизвестным автором статьи. А для того, чтобы было к кому обращаться, условно присвоим ему имя «Швондер».
Начну с нескольких пояснений.
1. Существует методика подготовки государственных и федеральных целевых программ, в которой определены и стиль изложения, и разделы документа. Иными словами, и госпрограмма патриотического воспитания, и госпрограмма уничтожения химического оружия, и любая другая написаны в одном стиле и имеют одинаковые разделы. Поэтому либеральные стенания гражданина Швондера о стиле оставим без комментариев.
2. Определить начало или рождение процесса патриотического воспитания граждан просто невозможно. С уверенностью можно сказать, что этими вопросами занимался и Рюрик. В противном случае он не удержался бы на престоле, ибо, как говорил китайский философ Сунь Цзы, государство разрушается изнутри, внешние силы лишь завершают его уничтожение. Процесс патриотического воспитания осуществлялся в той или иной мере на всем протяжении существования государства. В том числе и в лихие 90-е годы. И, безусловно, этот процесс нуждается в координации, научном и методическом сопровождении.
3. Патриотическое воспитание (и военно-патриотическое как неотъемлемая его часть) — это совокупность мероприятий и действий, воспитывающих у гражданина любовь к своей Родине и народу, гордость за них, готовность во имя их к самопожертвованию. То есть и урок литературы, и уборка мусора после пикника, и посадка кустика в собственном дворе, и посещение музея, и «Бессмертный полк» — все это в конечном итоге служит делу патриотического воспитания. Иными словами, нельзя построить граждан и скомандовать: «Равняйсь! Смирно! Приступаю к патриотическому воспитанию».
Теперь позволю себе перейти к тексту статьи.
Мы договорились, что стиль изложения госпрограммы не обсуждаем. Понятие «гражданин» Швондеру объяснили в комментариях.
«Я ничего не имею против Минобороны. Но оно явно не подходит под понятие воспитателя», — пишет гражданин Швондер. «Почему?» — позвольте задать вопрос. И в военных институтах, и в академиях изучаются военная психология и военная педагогика. Гуманитарная подготовка военнослужащих, культурно-массовая и спортивно-массовая работа в войсках как раз и предназначены для патриотического и военно-патриотического воспитания. Эта же задача возложена и на другие силовые ведомства, которых у нас в стране немало. Этим и объясняется перечень исполнителей и соисполнителей госпрограммы, который так раздражает гражданина Швондера.
«Про Миноборнауку писать просто не могу. Одни матерные слова вылезают на свет Божий. Скажу коротко — этот институт государственной власти меня сильно раздражает». Честно говоря, и у меня есть претензии к данному министерству. Но, в отличие от гражданина Швондера, конкретные: ЕГЭ, отсутствие подзаконных актов, которые должны быть изданы в развитие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
«Вот такое «душевное» начало. Как наши органы государственной власти «систематически и целенаправленно» воспитывают и формируют у граждан высокое патриотическое сознание, как они на личном примере показывают и проявляют чувства верности своему Отечеству, и как они с высочайшей готовностью выполняют гражданский долг и свои конституционные обязанности — это нам всем доподлинно известно. По регулярно озвучивающимся нашими средствами массовой информации очередным арестам очередного чиновника». Ну, тут все в кучу, чтобы посмачнее было. И органы государственной власти, и чиновники. Гражданин Швондер, у вас лично есть претензии к «чувству верности своему Отечеству» и «выполнению гражданского долга и своих конституционных обязанностей» Путина, Иванова (обоих), Шойгу, Мединского (я перечислил только первых лиц)? Что за либералистический ор «все пропало»? Посадили конкретного воришку-чиновника, и хорошо. Радоваться надо. Но обобщать-то зачем?
«Честно говоря, цифра 2000 оборонно-спортивных лагерей меня слегка напрягла...» Открываю сайт первого попавшегося оборонно-спортивного центра Фонда спецназа ВДВ «Преображенский» и читаю. Оказывается, стоимость такого воспитания — 1500 рублей в сутки. Это же за 25 дней сколько выйдет? 37 500 рублей. Скажите — это подъемные деньги для подавляющего количества жителей нашей страны»?
Как говаривал Хрюн Моржов на НТВ в 90-е годы: «Мощно задвинул. Внушает». А теперь, мой милый Швондер, перейду к примерам. В Приволжском федеральном округе под эгидой полпреда президента при участии Минобороны России и ДОСААФ России ежегодно организуются два оборонно-спортивных оздоровительных лагеря «Гвардеец». Два лагеря по две смены по 180 подростков в смену (в том числе по 40 ребят из ЛНР и ДНР). Итого 720 школьников за лето. Помимо получения начальных военных знаний на базе военных высших учебных заведений, школьники соревнуются в популярных в их среде видах спорта и знакомятся с культурно-историческим наследием регионов. Питание пятиразовое — госпитальный паек МО РФ. Основной контингент участников — подростки, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Не буду уточнять, сколько стоит проект, лишь замечу, что ни родители, ни государство не платят ни копейки. Средства дает социально ориентированный бизнес, или, как я их в шутку называю, «красные буржуины».
Так, может быть, вы, уважаемый, поверхностно в проблему вникли, а выводы безапелляционные делаете?
«А вот далее интересно. Про 78 субъектов и созданные центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе. Включаем поисковую систему и находим первое попавшееся упоминание об этих центрах. Есть такие. Например — Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания». И далее по тексту — описание, как все ужасно.
В отличие от вас, гражданин Швондер, я знаком с этим центром не по страничке на сайте, а очно. Это последний из созданных в Приволжском федеральном округе региональных центров. Действительно, при его создании были допущены некоторые ошибки. Однако центр успешно выполняет свои задачи. До весны этого года им руководил Александр Владимирович Плюснин, педагог со стажем, энтузиаст, человек с активной жизненной позицией.
Действительно, при первом рассмотрении англицизмы смотрятся не очень уместно. Но, открою вам страшную тайну: применяя на сайте, конечно, допустимое количество, выражений, принятых в молодежной среде, мы резко увеличиваем количество посетителей сайта. А ведь он, в первую очередь, создан для них. Соответствующее исследование было проведено Центральным советом ДОСААФ России в 2010 году.
«Мне показалось или это абсолютно не соответствует патриотическому воспитанию граждан»? Конечно, показалось, просто вы заточены на негатив и подтасовку фактов. Кроме того, не могу понять, чем вам не нравятся скауты? Скаутское движение было основано в России в 1909 году и имело целью духовное, умственное и физическое развитие подростков. Ему на смену пришло пионерское движение. На мой взгляд, различие только в идеологии. Вероятно, мы с вами ровесники, и нам нравятся пионеры. А современным школьникам — скауты. Что здесь плохого? Главное — куда их поведут старшие товарищи.
«Под видом столь необходимого нам всем патриотического воспитания за государственный счет, под государственным патронажем, с государственным сопровождением идет спокойная, плодотворная работа по разложению сознания молодого и подрастающего поколения». Откуда дровишки? Из Интернета, вестимо. На основании анализа одной единственной странички на сайте. Раз — и всемирный заговор открыт. Овации. Занавес.
«Мне не понаслышке известно то, как в общеобразовательных школах поставлено патриотическое воспитание. Да и вам, мои читатели, это известно так же».
«А теперь живой пример из собственной жизни. Моя жена — преподаватель английского языка в Центре дошкольного образования. Она учит детишек от 4 до 7 лет азам языка. И вот и ей пришла такая директива — подготовить программу патриотического воспитания. Она в шоке! Ведь ее программа обучения основана на утвержденных тем же самым Минобрнаукой учебниках, методической литературе, согласованных планах и т. п. И как же выполнить столь щепетильное поручение? На какой пример ей опереться»?
Я специально поставил две цитаты рядом. Автору из первых рук известно о неудовлетворительном состоянии патриотического воспитания в образовательных учреждениях (видимо со слов супруги). А ниже он трагически описывает шок супруги, которой предложили поучаствовать в этом процессе. И ведь врет, паршивец, считая нас дураками. Минобрнауки формирует государственный образовательный стандарт, который поглощает не все часы. Часть учебного времени, говоря простыми словами, в ведении образовательного учреждения и органа, осуществляющего функции в области образования субъекта федерации. Какие проблемы в рассказах о нашей Родине на английском языке с оксфордским придыханием (или гарвардским акцентом, или где там училась супруга автора)?
Кроме того, Минобрнауки в переписке с преподавателями не состоит. Предполагаю, муниципальный отдел образования прислал указание руководителю этого Центра дошкольного образования о подготовке предложений в проект плана патриотического воспитания. Директор дала поручение, которое погрузило в шок учителя российской школы и одновременно жену российского гражданина и патриота.
Вы помните, в 30-х годах в СССР был такой термин — «враг народа». Теперь мы им, конечно же, не пользуемся. Но, на мой взгляд, существует термин близкий по смыслу, — «либерал». Это мое восприятие, я никому его не навязываю. А еще был термин «член семьи изменника родины». Сокращенно — ЧСИР. И читая эту статью, я часто ловил себя на желании навесить эти ярлыки на некоторых граждан, склонных к обману и передергиванию фактов.
Но пойдем дальше.
А дальше гражданин Швондер, устав обличать Россию, не справился с захлестнувшими его эмоциями.
«Приведу еще один пассаж. Хотя вся Программа — один сплошной конфуз. «Мероприятия Программы объединены в следующие разделы: научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан; совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан; военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями; развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи; информационное обеспечение патриотического воспитания граждан». Ну, кто тот безымянный герой, из-под пера которого выскочило все ЭТО! Мне хочется заглянуть ему в глаза. Хотя они у него, наверное, как у рептилии».
Я несколько раз перечитывал этот абзац. Старался понять, что это: ослепляющая сознание злоба или отсутствие всякого образования и жизненного опыта?
Гражданин Швондер, вы не поверите, но научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение в нашей стране имеют все виды деятельности: и процесс образования, и военное дело, и космическая отрасль, и сельское хозяйство, и спорт, и все, о чем бы вы ни подумали. Так почему же процесс патриотического воспитания должен осуществляться вслепую и без координации?
Не буду писать о ветеранах — я отношусь к ним с трепетом. Да, государство не до конца выполнило свои обязательства по отношению к ним. Но то, что ветераны являются самыми активными участниками процесса патриотического и военно-патриотического воспитания не может видеть только слепой, или ... (смотри термины выше).
«Шефство воинских частей над общеобразовательными учреждениями. Вообще-то, это должно быть наоборот».
Вообще-то, шефство — это добровольная помощь старшего младшему. Но, наоборот, так наоборот. Пришли пионеры (скауты) после уроков в танковый полк, кто лекцию офицерам о текущем международном положении прочитал, кто технику помог обслуживать, кто в наряде дежурного по полку подменил, а кто и начальнику штаба помог с планированием. Миленько так. Это конечно сарказм. Но, позволю себе привести еще один пример.
По инициативе полпреда президента в Приволжском федеральном округе на базе пяти школ (уровня ниже среднего) образованы кадетские корпуса Приволжского федерального округа. Министром обороны на ними закреплены шефские воинские части (рязанское училище, военно-морская академия, академия гражданской защиты, самарская, ульяновская бригады и др.). Существует план профориентационных поездок. И несколько раз в год кадеты посещают эти организации, могут увидеть армию изнутри и познакомиться с учебным процессом. И заметьте, все эти поездки спонсируются «красными буржуинами».
Много слов не нравится гражданину Швондеру. В том числе и вполне нейтральное слово «волонтер». Да, волонтеры появились как военные добровольцы. Кстати, в 18-м веке пионерами называли военных инженеров, а в 19-м первопроходцев на Северо-Американском континенте с неоднозначной моралью, а 20-м — появился Павлик Морозов. Ну и что?
Замечу, что волонтерское движение получило широкое развитие в России. Без волонтеров не обходятся международные форумы, крупные спортивные мероприятия, крупные мероприятия патриотической направленности. Замечательные молодые ребята (как правило, студенты) безвозмездно (то есть даром) помогают людям. Что в этом плохого?
«И последнее — информационное обеспечение патриотического воспитания граждан. Даже стесняюсь спросить, а это что за зверь такой»?
А Вы не стесняйтесь. Та страничка на сайте, по которой вы изучили Пермский центр по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан (молодежи) к военной службе — элемент информационного обеспечения. Трансляция акции «Бессмертный полк» — тоже. Продолжить?
«И, подойдя к странице 13 Программы, мы увидим то, ради чего все это делается».
Далее приводится обязательный для любой государственной и федеральной программы раздел «Финансовое обеспечение Программы». И далее: «Т.е. наше государство и наше правительство не скупится на то, чтобы наши граждане воспитывались бы патриотами. Стоимость этой программы почти 1,7 миллиарда рублей».
Хорошо это или плохо, наш автор не говорит. Попробует сами разобраться. В период экономического кризиса и при сокращении расходной части бюджета государство находит более полутора миллиардов рублей. Обращаю внимание: это только на реализацию программы. По-моему, это отлично.
Последнее отступление.
В последние годы вопросы патриотического воспитания граждан постоянно находятся в сфере внимания высших должностных лиц государства. Например, поручение о создании региональных центров по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан (молодежи) к военной службе были даны президентом по итогам заседания Государственного совета в 2009 году. В 2014—2015 годах вопросы патриотического воспитания трижды рассматривались на заседаниях Совета безопасности Российской Федерации, по результатам которых были даны соответствующие поручения.
Позволю себе предположить, что эта работа сыграла определенную роль в формировании старшего лейтенанта Александра Прохоренко как офицера, совершившего великий подвиг под Пальмирой.
Не нравятся гражданину Швондеру и ожидаемые результаты реализации Программы. Как «добросовестный исследователь» он приводит их полностью. И заканчивает их перечисление, с надрывом вопрошая: «Если у кого-то хватило терпения это все дочитать до конца и вникнуть в суть, то вопрос — каково? Через слово возникает вопрос, через два недоумение, каждое предложение создает четкое ощущение того, что тот, кто это писал, абсолютно не понимает, как это все будет происходить, об обратных связях, о смежных взаимодействиях и еще о многом другом. И ему совершенно наплевать не конечный результат».
Я, конечно, не участвовал в подготовке рассматриваемой программы, но готов объяснить Швондеру, «как это все будет происходить». В федеральных органах государственной власти и других организациях, включенных в перечень исполнителей и соисполнителей программы, будут разработаны и утверждены частные планы реализации программы. Мероприятия программы будут реализовываться частью своими силами и средствами, а частью исполнителями, победившими в тендерах (конкурсах) в соответствии с федеральным законом. Ежегодно исполнители будут отчитываться в правительство о расходовании федеральных средств, выделенных на реализацию программы, и достижении целевых показателей (кстати, у Швондера про целевые показатели ни слова, видимо, не знает, что это такое).
В заключение Швондер пнул и государственную власть («скотское отношение власти к ветеранам»), и общество в целом («никто не рассматривает воспитание патриотизма как приоритетное дело»), да, собственно говоря, и самих ветеранов. По его мнению, Россия — страна негодяев, с чем я категорически не согласен. И, уверен, что читатели меня поддержат.
Свой опус гражданин Швондер завершает вопросом: «А вот кто и как должен заниматься этими задачами (воспитание патриотизма), — вопрос остается открытым. Но мы же его задали»? Ну, раз задали, надо отвечать. Хотя и непонятно, кто это «мы».
Вопросами патриотического (военно-патриотического) воспитания, гражданин Швондер, должны заниматься как институты государства, так и общество. А если более конкретно, то со стороны государства можно выделить федеральные органы государственной власти (исторически важнейшая роль принадлежит арии и флоту), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, учреждения культуры и т.д. Под обществом я понимаю, прежде всего, семью, общественные организации (в первую очередь ДОСААФ России и ветеранские организации), общественные клубы патриотической направленности, спортивные организации, молодежные объединения и т.д.
Критика должна быть конструктивной. Не нравится — скажи, как сделать лучше, а еще лучше — сделай.
Нас, участников «ВО», — десятки тысяч. Как я понимаю, все форумчане — патриотически настроенные люди, вне зависимости от отношения к действующей власти. Если все мы 1 сентября придем в школы на день знаний и расскажем школьникам о нашей Родине, это будет огромный вклад в патриотическое воспитание. Если каждый из нас окажет помощь в проведении военно-спортивной игры «Зарница», это тоже будет огромный вклад. Если каждый из нас, увидев проявление неуважения к нашим символам, спокойно убедит молодежь в недостойности такого поведения, — и это будет огромный вклад.
Часто говорят, что в России нет национальной идеи. А может быть, все не так уж и плохо? Может быть, патриотизм и формируется как национальная идея, или, по крайней мере, как ее фундамент?