Сирийские беженцы в Латакии: трудно, но безопасно
В провинции Хомс армия Сирии овладела двумя стратегическими высотами. Новые успехи правительственных войск отмечаются и на севере страны — там отразили наступление боевиков в окрестностях Алеппо. Однако обстрелы жилых кварталов северной столицы Сирии до сих пор продолжаются, сотни тысяч мирных жителей остаются в лагерях размещения.
В здании бывшего технического училища сейчас проживают несколько десятков семей с севера провинции. Эти люди три года назад вынуждены были оставить свои дома, когда в их села пришли боевики и устроили резню. У каждой семьи — своя трагическая история. Одна из женщин, мать восьмерых детей, до сих пор не может поверить в то, что тогда они с мужем спасли всех от верной гибели. "Это случилось 4 августа 2013 года. Боевики пришли со стороны Турции и просто начали убивать наших соседей, половину деревни сгубили. Мы еле убежали, ничего с собой не взяв. Успели подхватить только детей и документы. Отсиделись в лесу, а потом побежали дальше", — рассказывает она.
Их большая семья с трудом, но все-таки умещается в классе. Перегородки делят помещение на две комнаты, к таким условиям уже привыкли. "Вот тут мы и живем вдесятером — мы с мужем и наши дети. Пятеро ходят в школу. Спим тут же — раскладываем матрасы и спим. А здесь у нас школьные принадлежности. Живем на зарплату мужа — 24 тысячи лир", — говорил обитательница лагеря беженцев. 24 тысячи лир – это примерно 50 долларов. Но самое главное — здесь не стреляют. Местные власти помогают, благотворительные фонды привозят одежду, раздают посуду и спальные принадлежности. А сегодня российские военные раздают продуктовые наборы.
Усама Шакухи служит в армии. Три года назад вместе с семьей он тоже вынужден был оставить родные края, а сейчас даже здесь, в лагере беженцев, в перерывах между боями пытается как-то зарабатывать на жизнь. "Я солдат Сирийской арабской армии. Мне пришлось защищать свое село — там, на севере Латакии. Но мы вынуждены были тогда отступить. А тут у меня нет свободного времени. Видите, постоянно работаю", — говорит он.
Другая школа, которая и так переполнена, вынуждена была принять около 400 детей — беженцев из Алеппо, Идлиба и Ракки. Дали работу и коллегам-учителям из этих городов. Директор школы Гейна Абиба рассказывает: "Мы организовали обучение в две смены — утреннюю и вечернюю. Также специально для учеников-беженцев, а у нас их 400, это очень большая цифра, мы организовали отдельные классы с особой программой, где за один год проходится двухлетняя программа, чтобы они компенсировали то, что потеряли за время войны".
Маленькая Латакия каким-то чудом смогла принять у себя за три последних года, по разным подсчетам, от 500 тысяч до миллиона беженцев из провинций, которые пережили нашествие террористических банд. Тем, чьи дома были разрушены, предоставили пусть и временное, но безопасное жилье. Многие уже начали возвращаться в освобожденные города вслед за наступающей сирийской армией.