Разгром под Алеппо: потери Ирана и безразличие русских
На днях под Алеппо иранские войска потерпели самое тяжелое поражение за все время сирийской войны. Иранские официальные лица публично не критикуют Россию, но пресса протестует против ее видимого бездействия.
6 мая корпус стражей исламской революции (Иран) потерял деревню Хан Туман, расположенную на стратегически важном шоссе Алеппо-Дамаск к юго-западу от Алеппо. Деревня был взята Джейш аль-Фатех, джихадистским альянсом групп мятежников, передает postskriptum.org.
Разгром считается худшим поражением иранцев за все время сирийской войны. По данным иранского сайта Jam News, погибли более 80 бойцов про-правительственных сил, включая членов корпуса стражей иранской революции, афганской дивизии Фатемиюн и ливанской “Хизбаллы”.
Несколько клипов в сети показывают много убитых иранцев и афганцев.
Также опубликовано текстовое сообщение окруженных в Хан Туман: «Волею Аллаха мы станем мучениками, но не пленными”.
На настоящий момент Корпус признал потерею 17 “военных советников”, еще 21 иранец ранен. Убиты два высокопоставленных офицера: бригадный генерал Джвавад Дурбин, офицер в отставке, отправившийся в Сирию в прошлом месяце, и бригадный генерал Шафи Шафии, командующий зарубежного крыла Сил аль-Кудс.
По словам депутата меджелиса и бывшего командира в Корпусе, Исмаила Ковсари, пять или шесть иранцев взяты в плен. По данным Fars News, три иранца были казнены Джейш аль-Фатех в Хан Туман. Еще пять увезены в неизвестном направлении.
Иранские официальные лица пытаются принизить значение поражения в Хан Туман. Али Акбар Велайяти, высокопоставленный советник Али Хаменеи по внешней политике, хвастался, что про-асадовская коалиция в Сирии “сильна как никогда”.
Велайяти встретился 7 мая в Дамаске с Асадом, и заверил его в том, что иранская помощь Сирии будет продолжена. Велайяти, на встрече с прессой подчеркнул, что Асад останется у власти и что это “красная линия” для Ирана.
Иранские сановники и командиры обещают отомстить Джейш аль-Фатех за это нападение. Али Шамхани, секретарь Высшего Совета Безопасности заявил репортерам 9 мая: “Иран и союзники – Россия, Сирия и “Хизбалла” считают данное нападение спланированным нарушением перемирия, которое не останется без ответа”. Мохсен Резаи, бывший командир Корпуса и лицо приближенное к Хаменени, пообещал “жестокую месть” – через Instagram.
Россия не помогла
Иранские государственные СМИ утверждают, что идет подготовка “широкомасштабной контратаки” с целью отвоевать Хан Туман, в которой примут участие сирийцы, “Хизбалла”, иракцы и иранцы. Иранцы также говорят об огромных потерях у оппозиции – о сотнях жертв – без какого-либо подтверждения этих цифр. 11 мая иранская газета Kayhan вышла с редакционной статьей “Сопротивление отомстило, 500 такфири убиты в Ха Туман”. В статье сообщается: “Ни одна армия или вооруженная группа не может противостоять возможностям Исламской Республики”.
Иранские официальные лица публично не критикуют Россию, но пресса протестует против ее видимого бездействия. Заместитель министра иностранных дел Хоссейн Амир Абдолохьян сообщил, что во время визита в Москву он обсуждал “случаи нарушения соглашения о прекращении огня” “террористами, которых некорректно относят к умеренным группировкам, и которые воспользовались перемирием”.
Российское безразличие критикуется реформаторской газетой Ghanoon, опубликовавшей статью “Алеппо превратился в Карбалу”. Газета Tabnak обрушилась на “безразличие” русских, которые не предоставили воздушного прикрытия силам в Хан Туман, и предпочли “развлекаться” симфониями в Пальмире.
Газета также критикует “наивность” русских, поверивших, что переговоры с оппозицией могут гарантировать продолжение правления Асада, а также критикуют их за то, что те не представили воздушной поддержки иранскому спецназу во время операций против Нусры в прошлом месяце.
Несмотря на то, что потери Корпуса и его милиций растут, он в состоянии выдержать долговременное участие в сирийской войне. По официальным данным, с начала войны в Сирии погибли 400-700 иранцев. По данным одного из офицеров Корпуса – участника боев в Хан Туман, убитых еще больше, около 1200 человек. Это объясняется тем, что Силы аль-Кудс данных о потерях не публикуют, и тем, что многие члены Корпуса поехали в Сирию “волонтерами” на что не требуется специального разрешения. Этот же офицер повторил предупреждения о том, что если Иран эвакуируется из Сирии, ему придется иметь дело с теми же врагами в западном Курдистане.