Вассерман: Латвией руководят недобитые фашисты
Анатолий Вассерман рассказал журналистам iREACTOR почему европейские государства столь по разному относятся к России.
Накануне глава МИД Венгрии дал интервью одному из латвийских изданий. Во время беседы журналист неоднократно пытался вывести его на антироссийскую тему, но Петер Сиярто категорично ответил, что Венгрия против автоматического продления санкций и правительство страны уверено, что Евросоюзу необходимо вести переговоры с Россией для общего процветания и безопасности. Ни Венгрия, ни Латвия не могут влиять на решения Евросоюза и находятся в одинаково зависимом положении, но почему в двух государствах столь разное отношение к России?
Разное отношение Латвии и Венгрии к России в целом и к Российской Федерации в частности связано с тем, что в момент победы над нацизмом в 1945 году Латвия была частью России, а Венгрия – её противником.
Те силы, которые правили Латвией в межвоенный период и правят её сейчас не испытали на себе в полной мере сколь пагубно отстаивание нацистских идей и вообще фашистская диктатура. Напомню, что к началу Второй мировой войны в половине государств Европы тех лет правили фашистские диктатуры, причём они были вполне рукопожатны для глав другой половины европейских стран.
Так вот, Венгрия вошла в войну под руководством фашистской диктатуры и в полной мере прочувствовала на себе её последствия. Латышский же народ воспользовался присутствием на территории своей страны советских баз, которые исключали военное вмешательство фашистов, и самостоятельно сбросил полувоенные националистические формирования наподобие айзсарги. Они провели первые свободные выборы за много лет и вошли в состав Советского Союза.
Соответственно, в ходе войны Латвия воспринималась как часть Советского Союза и оставшиеся там недобитые фашисты испытали там лишь небольшую часть того, что испытали фашисты венгерские. Поэтому сейчас венгры, при всей своей нелюбви к тому историческому периоду, прекрасно понимают кто был причиной их несчастий и не испытывают ненависти к русским, поскольку они не были этой причиной, а стали инструментом справедливого наказания за собственные заблуждения.
Латвийское же руководство этого не осознаёт и пытается всю свою деятельность вокруг заведомо ложной информации о советской оккупации и пытаются на ней что-то ещё и заработать. Отсюда и различия в публичной риторике.