Bloomberg: Обещанного Европой процветания Украине ждать лет 5-10
Соглашение о свободной торговле с ЕС пока приносит выгоду лишь европейцам, а Украине портит торговый баланс, сообщает обозреватель Bloomberg. У страны уже исчерпаны квоты на основные продукты экспорта. Бороться с этим автор советует, улучшая условия для европейских инвесторов, – сейчас этому мешают коррупция и плохое законодательство.
Соглашение о свободной торговле с ЕС, из-за которого Украина разорвала отношения с Россией, пока приносит больше пользы не ей, а Евросоюзу, отмечает обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский. Соглашение вступило в силу в январе 2016 года, и первые статистические данные, опубликованные украинскими властями, неутешительны: украинский экспорт в ЕС увеличился на 2,1% в годовом выражении, а импорт из ЕС – на 10,4%.
Иными словами, соглашение не только разозлило Россию (она повысила тарифы в отношении Украины), но и отрицательно сказывается на торговом балансе. Это не особенно хорошо для страны, чьих валютных резервов хватает лишь на три месяца импорта, поясняет автор.
Тарифы и квоты явно больше идут на пользу европейским компаниям – это, например, видно по маленьким годовым квотам на самые востребованные экспортные товары Украины. К 1 апреля квоты на мед, сахар, кукурузу, виноград и яблочный сок уже были исчерпаны, а квота на этанол близилась к концу. Спустя месяц была истрачена квота на овес, а лимиты на пшеницу и ячмень были на грани.
Помимо сельскохозяйственной продукции Украина экспортирует и металлы – правила в этой сфере не изменились, поскольку Киев вступил в ВТО в 2008 году. Кратковременный рост цен на сталь в начале года ненадолго повысил курс гривны, что должно было помочь торговому балансу страны. Но цены на сталь уже упали, а во второй половине года торговый дефицит с Европой наверняка вырастет, ведь сельскохозяйственные квоты уже будут исчерпаны, считает обозреватель Bloomberg.
Вообще торговые соглашения ЕС с менее развитыми странами зачастую составлены не в пользу последних – в качестве примера Леонид Бершидский приводит таможенный союз блока с Турцией в 1995 году. У турецких компаний нет равного с европейскими доступа к тем рынкам, с которыми у ЕС заключены соглашения о свободной торговле. Спустя два десятилетия у Турции существенный отрицательный торговый баланс с Европой, – правда, он компенсируется гигантским притоком европейских инвестиций, благодаря чему в Турции создаются рабочие места и повышается уровень компетентности в экспортных секторах.
Европейские чиновники советуют украинцам не ждать мгновенной отдачи от соглашения об ассоциации – оптимисты говорят об улучшениях через 2-4 года, пессимисты же о 5-10 годах. В любом случае, европейским компаниям нужно время на то, чтобы исследовать Украину, – в основном как рынок дешевого, но довольно квалифицированного труда. Но Украина вряд ли сможет их адекватно принять, считает обозреватель: помимо дестабилизирующего влияния повстанцев на востоке страны, крупнейшие препятствия – это масштабная коррупция и деловой климат, при котором «трудно получать прибыль, соблюдая все правила».
Петр Порошенко отказался от намерения ехать на антикоррупционный саммит в Лондоне – якобы из-за трудностей с проталкиванием важных законопроектов через парламент, но в Киеве поговаривают – что из-за стыда в связи с новыми данными об офшорах в так называемых панамских документах.
Нет никаких данных, что Порошенко делал что-то незаконное, уточняет автор, но документы ясно показывают, как Украиной управляет кумовская сеть. Также использование офшоров украинской элитой показывает, что в стране налоги высокие, правила безрассудные, а права собственности незащищены. Неудивительно, что 27% прямых внешних инвестиций Украины приходится на Кипр, а Британские Виргинские острова вкладывают в нее столько же, сколько Великобритания (и больше Франции). «Эти инвестиции на самом деле не иностранные – они идут от местных олигархов, в том числе Порошенко».
Украина лишь выиграет от соглашения с ЕС, если введет для европейских инвесторов прозрачные и обоснованные правила, делает вывод Леонид Бершидский. В противном случае оно будет лишь портить торговый баланс, мешать бизнесу с Россией и позволит европейским экспортерам оставаться в более выгодном положении, пишет он на страницах Bloomberg.
Фото: Reuters
Оригинал новости ИноТВ: