Восточный газовый базар: обойдет ли Россию Трансадриатический газопровод
Восточный газовый базар: обойдет ли Россию Трансадриатический газопровод
Евросоюз начал строительство Трансадриатического газопровода (TAP) протяженностью свыше 800 км — он свяжет Грецию и Италию через Адриатическое море и Балканы. Об этом сообщил сегодня, 17 мая, официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас.
По словам Схинаса, TAP станет финальным звеном Южного газового коридора, который будет осуществлять доставку через турецкую газотранспортную сеть в Евросоюз азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспия. В перспективе, как надеется представитель ЕК, к этому проекту будут подключены иранские газовые месторождения. Расчетная мощность ТАР к 2019–2020 годам оценивается в 10 млрд кубометров газа в год.
Новый газопровод пройдет по территории Греции, пересечет Албанию и по дну Адриатического моря достигнет юга Италии, где войдет в газотранспортную сеть Snam. Как ожидается, в эксплуатацию он будет пущен в 2019 году. Участниками проекта, стоимость которого составляет 45 млрд долларов, являются: BP — 20%, азербайджанская Socar — 20%, итальянская Snam — 20%, бельгийская Fluxys — 19%, испанская Enagas — 16% и швейцарская Axpo — 5%.
Насколько успех Трансадриатического газопровода может привести к потере Россией доминирующего положения на газовом рынке Европы, сможет ли он заменить «Южный» или «Северный поток»? Федеральное агентство новостей обратилось с этим вопросом к экспертам.
«Трансадриатический газопровод не является заменой ни «Южному потоку», ни другим газопроводам, которые идут из богатой газом России в бедную газом Европу. Его мощность в несколько раз меньше. Он предназначен для маневрирования газовыми потоками внутри самой Европы. Там построены терминалы сжиженного газа, сейчас они загружены на 30%. Новая трансадриатическая труба свяжет их между собой и, кроме того, сможет откачивать любой газ с востока, в том числе и российский», — полагает кандидат технических наук Александр Хуршудов, эксперт Агентства нефтегазовой информации.
По его мнению, европейцы мечтают о том, чтобы создать свободный рынок газа. «Этакий восточный базар, на котором будут продавцы, покупатели и перекупщики. Поэтому им, кроме терминалов и крупных газопроводов, нужна еще сеть, по которой можно будет вести поставки», — добавляет Хуршудов.
По словам эксперта по энергетике Сергея Пикина, директора Фонда энергетического развития, Трансадриатический газопровод является старинным азербайджанским проектом, к строительству которого приступили только сейчас.
Читайте также: Сжиженная пропаганда: США заставят Европу покупать газ дороже российского
«10 млрд кубометров в год — это первый этап строительства ТАР, второй этап, в следующем десятилетии, — доведение до 20 млрд. Для сравнения: Европа сейчас потребляет порядка 500 млрд кубометров газа в год. 10 млрд — 2% от этого объема. С учетом второй очереди 20 млрд — это 4% от всего потребления Европы. Это будет значимо только для отдельных стран. Для кого этот проект, собственно, важен? Он важен, в первую очередь, для Турции и Грузии, мимо которых он идет. Важен для Италии, затем — для Греции и стран Балканского полуострова. По сравнению с тем же «Южным потоком», который был в пять раз больше, он не имеет особенного экономического значения», — сказал эксперт.
Василий Ансимов