Запад хочет «рулить» Донбассом
Накануне в зарубежных СМИ появились сообщения, что канцлер ФРГ и президент Франции намерены провести новую встречу с президентами России и Украины, чтобы «оживить», по их формулировке, процесс реализации минских договоренностей. На это быстро отреагировал пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, заявивший, что саммит лидеров стран «нормандской четверки» — России, Украины, Франции и ФРГ — не представляется возможным до тех пор, пока Киев не продемонстрирует не на словах, а на деле готовность выполнять минские соглашения.
По словам Пескова, предпосылки для проведения саммита могли бы возникнуть только в случае демонстрации украинской стороной готовности к тем шагам, которые четко прописаны в минских соглашениях.
- Пока, к сожалению, — констатирует пресс-секретарь президента РФ, — такой готовности не демонстрируется. А не имея сколь-нибудь ощутимых перспектив на результативность, проведение встречи на высшем уровне, конечно, вряд ли возможно.
Саму идею очередной серии переговоров в Минске Дмитрий Песков при этом ни в коем случае не отверг, заметив, что «безусловно, все страны нормандской четверки желали бы проведения такой результативной встречи».
Интригу в переговорный процесс внесли сообщения со ссылкой на источники кабмина ФРГ, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд очень хотели бы провести в Минске встречу с президентами России и Украины ориентировочно в конце июня — начале июля 2016 года. То есть — до начала саммита НАТО в Варшаве, который намечен на 8−9 июля с.г.
Тем не менее, официально МИД ФРГ и пресс-служба правительства Германии, — как и пресс-служба французского президента, — предпочитают не комментировать просочившуюся в СМИ информацию по дате нового возможного саммита в Минске.
Песков тем времен счел нужным расставить акценты в новой проблематике переговорного процесса, — тем более она всплывает на поверхность благодаря стараниям западных посредников конфликта на юго-востоке Украины.
— Вопрос о присутствии электоральной миссии ОБСЕ в Донбассе нельзя рассматривать отдельно от темы организации выборов в непризнанных республиках, — подчеркнул Песков.
При этом пресс-секретарь президента посоветовал как политикам, так и политологам не путать мониторинговую миссию на линии разграничения и электоральную миссию. «Есть электоральная миссия — это другой вопрос», — отметил чиновник. «Безусловно, его невозможно решать, абстрагируясь от темы выборов на этих территориях, а с темой выборов, вы знаете, пока мы буксуем», — отметил он.
- А ввод вооруженной мониторинговой миссии ОБСЕ на линию разграничения — это отдельный вопрос, который требует урегулирования многих аспектов и по линии ОБСЕ и так далее, — добавил пресс-секретарь.
…Тремя днями ранее, на Санкт-Петербургском экономическом форуме Владимир Путин в принципе выразил согласие с президентом Украины Петром Порошенко в том, что нужно расширить миссию ОБСЕ. Но для этого «нужно как можно быстрее провести политические преобразования, которые лягут в основу окончательного урегулирования и в сфере безопасности», — определил условие Путин.
— Некоторые вещи нужно делать параллельно, — заметил президент. - Согласен с Петром Алексеевичем Порошенко по поводу того, что нужно усилить миссию ОБСЕ, вплоть до того, чтобы позволить наблюдателям миссии ОБСЕ иметь при себе стрелковое оружие. Но нельзя, ссылаясь на то, что не все урегулировано в этой сфере, бесконечно откладывать решение ключевых вопросов политического характера.
В тексте минских соглашений, напомнил Владимир Путин, — всего несколько ключевых пунктов, которых можно по пальцам пересчитать. И тем не менее они толком не выполнены. В них содержатся изменения в конституцию Украины, которые должны были бы быть приняты до конца 2015 года.
— Но где же они эти изменения? — спросил Путин. — Должен был быть введен в действие закон об особом статусе этих территорий, которые мы называем «непризнанными республиками». Этот закон принят парламентом страны, но до сих пор не действует.
Путин коснулся и закона об амнистии, упрекнув таким образом нынешнюю украинскую власть по меньшей мере в непоследовательности. Дело в том, что парламентом Украины он принят, а президентом страны не подписан.
— Как можно проводить какие-то выборы, как вообще можно говорить о проведении выборного процесса в условиях осуществления антитеррористической операции? Где-то в мире это проводится вообще?.. Мы даже не говорим об этом вслух, — не скрывал своего возмущения Путин, призвав Порошенко не воевать, а заняться восстановлением экономики и гуманитарной сферы. По мнению российского лидера, бесконечное откладывание этих преобразований со ссылкой на акты насилия в зоне разграничения конфликтующих сторон — «это просто отговорка, предлог, чтобы ничего не делать».
Уже по завершению форума в северной столице Дмитрий Песков в беседе с журналистами сделал оценку периодически появляющимся в СМИ предположениям. Их суть в том, что заявления президента РФ Владимира Путина и главы администрации Кремля Сергея Иванова о хрупкости перемирия на юго-востоке Украины якобы свидетельствуют о возможности отступить от тех пунктов соглашений, которые касаются прекращения огня и отвода вооружений.
- Об этом никто не говорил, — упредил авторов подобных интерпретаций Песков. — Минские договоренности являются сейчас безальтернативной платформой для урегулирования. И какие-то вольные чтения их могут только привести к их слому.
- Нужно понимать, что как в заявлениях Пескова, так и в предшествовавших им инициативах лидеров «нормандской четверки» преобладает прежде всего политический аспект, — говорит зав. военной лабораторией Института экономической политики им. Е. Гайдара Василий Зацепин.
— Лидеры же ФРГ и Франции, со своей стороны, подобным шагом еще раз фиксируют диспозицию, которая видится им: Российская Федерация против остальных участников четверки. Мне представляется, что какого-либо военного аспекта в предложениях Меркель и Оланда на самом деле нет; просматриваются инициативы исключительно в рамках политического диалога.
— «СП»: — Кому выгодной могла бы быть реализация пакета предложений руководителей Франции и Германии по урегулированию положения в Донбассе?
— Я считаю, было бы неверно искать конкретных «выгодополучателей» этих инициатив. В случае успеха переговоров польза была бы очевидна для всех сторон, за счет снижения напряженности в этом регионе; и в первую очередь — для самих жителей юго-восточной части Украины, пострадавших от военного противостояния.
— Сейчас мы видим, как предлагаемый главами Франции и ФРГ вариант урегулирования конфликта направлен на фиксацию некоего «статуса кво», — полагает политолог, директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин.
— Но надо понимать: чем жестче будет уже оговоренное не раз в предложениях «разграничение» СБСЕ, тем выше будет вероятность того, что единая Украина вообще прекратит свое существование. И на деле все эти шаги будут способствовать только сепаратизации соседнего государства.
— «СП»: — Тогда не резонно ли было бы и Киеву, и Москве, и самопровозглашенным ДНР и ЛНР вообще отказаться от «услуг» Меркель и Оланда?
- Я бы не стал утверждать, что сейчас «нормандской четверке» нужно занять позицию стороннего наблюдателя, — в том числе и не искать известные и опробованные в мировой практике формы международного миротворчества. Но практика свидетельствует и о другом. Всем понятно, что тактика «разграничения» направлена на сохранение жизни граждан, но если оно не будет подкреплено четкой политической программой, направленной на поэтапное снижение напряженности, то заявленные благородные цели достигнуты не будут. И, как следствие, и без того весьма хрупкий мир в этой части земного шара снова может оказаться под вопросом.