Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Июнь
2016

Выход из украинского кризиса - в киевском аэропорту «Борисполь»

Политолог, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики» Руслан Бортник считает, что украинское общество еще не готово осознать свои ошибки, поэтому украинский кризис будет продолжаться.

  

- Руслан, поговорим об Украине без штампов. Без политических набросов с вентилятора. Просто хотелось бы понимать, какие тенденции, какие процессы идут в стране? Как реагируют люди на происходящее вокруг них внутри собственной страны? Изменилось ли их отношение к виновным в тех негараздах, которые видбуваються? Раньше ведь был виноват только Янукович во всем. Потом стал виноват во всем Путин. Потом Запад. Потом Порошенко. А сейчас? Приходит ли к людям понимание того, что пока сам не взял веник и совок и не вымел мусор с кухни, там все равно будет грязно. Никто не уберет – ни Порошенко, ни Обама, ни Путин.

 

– Привилегия критического переосмысления себя – это всегда привилегия высокоразвитой личности. То же касается и общества. Только высокоразвитое общество может критически переосмысливать и анализировать свои ошибки и делать из этого какие-то выводы на будущее. Мне кажется, что сегодня еще украинское общество не созрело к такому переосмыслению. Оно находится в ситуации информационной дезориентации, когда уже не верит ни старым, ни новым. Вместе с тем отсутствуют и какие-то новые политические лидеры, к которым был бы высокий уровень доверия, которые могли бы помочь обществу переоценить все, что произошло за два года. Поэтому, сегодня по большому счету в Украине не осталось информационных раздражителей, которые способны вообще заставить общество переосмыслять что-либо.

 

Любые последние скандалы, то ли оффшорные, то ли война на Востоке, – все это воспринимается сегодня как обыденность, как то, на что люди эмоционально не реагируют. Люди заняты в основном экономическим выживанием – действительно уровень жизни в стране упал в два, три раза. Тарифы выросли в семь, девять раз за два года. Поэтому люди заняты экономической составляющей. Активная часть населения эмигрирует, голосуя ногами. Даже такая шутка бытует в молодом поколении, что лучший выход из украинского кризиса находится в аэропорту «Борисполь». Пять миллионов эмигрантов, как минимум, сегодня. Политики начинают войну на взаимное уничтожение. Мы видим конфликт внутри даже сокращенной коалиции между Блоком Петра Порошенко и Народным фронтом сегодня разворачивается. Всюду наблюдается кризис доверия к любым социальным, политическим, волонтерским, религиозным проектам. То есть, общество находится в ситуации выпадения, такой деструкции социальной. Конечно, этой ситуацией активно пользуются разного рода мошенники, начиная от откровенно уголовных типажей, заканчивая политическими. Конечно, эта ситуация приводит к тому что страна в технологическом плане, в правовом плане, в социальном плане откатывается намного дальше, нежели она была в 2012 году.

 

Премьер-министр недавно заявил, что через 10 лет мы будем членом Европейского союза, хотя реально задача стоит в достижении результатов Гондураса сегодня. Потому что средняя зарплата в Украине – 200 долларов, а в Гондурасе – 310. Реальная цель вот приблизительно такая.

 

- Общество получило серьезные бытовые проблемы. В этом обществе одни хотят решить эти проблемы за счет выезда, другие – так как Саша Мартынчук. Я с ним знаком еще до майдана, который он активно поддержал. Саша говорит, – ты не понимаешь, мы – Украина нашли свою нишу, мы будем великой сельскохозяйственной державой. Нам не нужны ни Южмаш, ни ХТЗ. Нам достаточно на наших почвах втыкать палки, и там будут расти бананы. То есть, мы будем кормить всю Европу, весь мир! И вот это место нам Америка гарантировала, – уверен Саша. А я вот не могу понять, неужели такие люди настолько верят в то, что им действительно дали свое место в этой пищевой цепочке?

 

– Это очередной самообман. Это такой комплекс. Такой стокгольмский синдром общества, которое активно поддерживало майдан, события на Востоке. Сегодня оно ни в коем случае не может признать и переоценить даже часть своих действий. Для примера, состоянием на 1 июня Украина уже исчерпала 85% квот на поставку продукции сельского хозяйства в Европейский союз. Причем, многие квоты, например по кукурузе, по маслу, были счерпаны еще за январь месяц. Вся годичная квота была исчерпана в первый месяц.

 

Кроме того, я не знаю в мире ни одного примера великой сельскохозяйственной державы. Даже в тех странах, где проводились подобные эксперименты, Аргентина в свое время, – это закончилось провалом. Это закончилось еще более глубоким кризисом. Сегодня самое худшее, что в Украине происходит – это деградация той социальной инфраструктуры, которая была сформирована под индустриальную сельскохозяйственную страну.

 

Условно говоря, разрушаются индустриальные гиганты, а вместе с этим рушится весь образ жизни украинских семей, которые жили в зоне влияния этих гигантов. То же Южмаш вместе со своими смежниками обеспечивал больше 100 тысяч рабочих мест. Гибнет Южмаш – гибнет вся эта социальная инфраструктура. Все эти 100 тысяч людей оказываются все менее и менее социально обеспеченными. Это ведет к депопуляции страны. И мне кажется, что часть украинцев, которые выражают такое же мнение как Ваш товарищ, они согласны с таким сценарием.

 

Но это не означает, что этот сценарий правильный. Это не означает, что такой сценарий несет хорошее для Украины. По моему мнению, этот сценарий является откровенно антиукраинским. Если страна превратится в исключительно аграрный придаток Европейского союза, или американских, азиатских рынков, то население должно еще сократиться минимум на 10 миллионов. То есть, на треть. Для них просто не будет места в социальной инфраструктуре, не будет рабочих мест. Многие города прекратят свое существование. Я уже молчу про населенные пункты поменьше. В конечном итоге, аграрное государство без индустриальной составляющей, без крепкого суверенитета будет за некоторое время уничтожено безжалостным использованием, как это мы наблюдали в Аргентине, в других латиноамериканских странах. Когда придут транснациональные корпорации и будут без оглядки на агро-экологические стандарты эксплуатировать земельный ресурс, то через пять, десять лет он превратится просто в пустыню.

 

Мы должны понимать, также, что часть украинских элит – это самая большая трагедия. Они даже не мыслят категориями российских элит: пришел во власть, украл, затаился, потом снова вернулся во власть. Часть украинских элит видит свое местоположение в существующей политической системе как попытку купить билет на Запад. Украсть и сбежать на Запад. Их семьи живут там. Их дети реализуются социально там. Себя они связывают с Украиной, банально рассматривая ее в качестве собственной колонии, несмотря на то, что здесь родились их предки, сами они родились здесь. Это место прииска. Место, где можно вырыть дыру, разрушив все вокруг, ухватить слиток в этой дыре и убежать в более цивилизованное место.

 

- Еще интересная тенденция наблюдается – сегодня многие вне политики, которые были в ней. Говоришь таким – дорогой товарищ, ведь ты все знал, в политике отлично разбирался, когда шел за Арсением Петровичем с чаем, который Найем сказал заварить, а сейчас ты твердишь, «ах оставьте, я в политике не разбираюсь». Значит, когда шел на майдан то разбирался, искренне верил, что только ты сам можешь решить судьбу своей страны. Почему сейчас ты не решаешь судьбу своей страны? Он отвечает – отстаньте, мне надо выживать, и вообще я не хочу ничего говорить плохого о нашем руководстве.

 

– Люди бунтуют тогда, когда они сыты. Или когда идет какое-то улучшение. Ну, это всей мировой историей доказано. Когда же идет ухудшение в недемократических странах с неразвитым обществом, люди наоборот закрываются в себе и занимаются вопросами выживания.

 

Беседовал Сергей Веселовский

 

 

Текст подготовил Игорь Орцев




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублёв: мой уровень далёк от уровня топ-10






В Москве стартовали съемки многосерийной семейной комедии «Одни дома»

Быков сожалеет о решении IIHF продлить отстранение сборной России

Туристы из России потратили 1 млн, спасая дочь от ампутации после отпуска

Врач-офтальмолог Кирилл Светлаков: как можно изменить цвет глаз