Советник Трампа провел в Москве тайные переговоры
Несколько дней в столице России провел Картер Пейдж, советник кандидата в президенты США Дональда Трампа по внешнеполитическим вопросам. Официальная цель визита – участие в торжественной церемонии вручения дипломов в Российской экономической школе (РЭШ) 7 июля. Высокий заокеанский гость выступил перед сотней новоиспеченных магистров и бакалавров с напутственной речью «Как увеличить свой потенциал в нестабильное время». Он подчеркивал, что прибыл в Россию как частное лицо, поэтому отказывался говорить о политике и отвечать на вопрос, с кем из российских официальных лиц встречался во время визита.
МАСКИРОВКА ДИПЛОМАТА
- В разгар президентской избирательной кампании такие визиты случайными не бывают, - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - И не связанными с политикой тоже. Конечно, соблазн прочитать лекцию в российском либеральном вузе непреодолим для представителей американской элиты, однако в данном случае он не более чем маскирует переговоры о взаимоотношениях наших стран после вероятной победы Трампа. Эти переговоры, разумеется, сейчас могут быть только предварительными. Однако они необходимы: в современном стремительно и хаотически меняющемся мире лишние неожиданности не нужны никакому ответственному политику – ни Путину, ни Трампу.
- Российская экономическая школа по традиции приглашает на свой «выпускной» с лекцией известных политиков, экономистов. Перед выпускниками РЭШ в Сколково выступали прежде Барак Обама, легендарный польский вице-премьер Лешек Бальцерович, Председатель Центрального банка Израиля и бывший первый зам главы Международного валютного фонда Стэнли Фишер, президент Мексики реформатор Эрнесто Седильо. Как смотрится среди них «знаменитый экономист» Пейдж? Признаюсь, про такого прежде не слышал.
- В этом ряду ключевых политических деятелей достойно и органично смотрелся бы Трамп – и то только после своего избрания. А его советник, каким бы влиятельным и уважаемым он ни был, выглядит на этом фоне блистательных первых лиц весьма странно. Подтверждая гипотезу, что это приглашение является не более чем прикрытием категорически необходимых обеим сторонам, но непубличных переговоров.
ЧЕЛОВЕК «ГАЗПРОМА» ЗА ОКЕАНОМ
- В случае победы Трампа Пейдж явно будет новым Госсекретарем США, по-нашему – министром иностранных дел. Что это за человек, почему Трамп выбрал его своим советником по внешней политике?
- Не стал бы говорить столь определенно. Пост госсекретаря в США занимают в результате многоуровневых политических комбинаций. И советник кандидата по внешней политике при всей предпочтительности своего положения и даже при желании будущего президента занимает его отнюдь не обязательно. И то, что Пейдж, по сути, был советником «Газпрома», может сильно помешать ему в нынешних США даже после победы Трампа.
- Советник «Газпрома»?
- Не удивляйтесь, был такой этап в его биографии. Окончив Военно-морскую академию США, в которую поступил из патриотических побуждений, Картер занимался контролем над вооружениями в Пентагоне. Всего он получил три высших образования, включая степень доктора философии в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета (SOAS) - единственном вузе Европы, специализирующемся на изучении стран Азии, Африки и Ближнего Востока (своего рода аналоге российского Института стран Азии и Африки).
В 2000 году Пейдж занялся инвестиционной деятельностью. Работая в лондонском филиале крупного американского инвестбанка MerillLynch, он наладил отношения с украинским миллиардером Пинчуком. Впечатленное этим руководство в 2004 году отправило его в центр новых рынков – Москву, открывать филиал.
В России Пейдж установил прочные отношения с руководством «Газпрома» (либерализация акций). Консультировал крупнейшие сделки по покупке долей на нефтяных и газовых месторождениях на Сахалине и в Охотском море, участвовал во встречах ключевых акционеров в Лондоне и Нью-Йорке. Он стал одним из ключевых людей в инвестиционной банковской сфере России и в связанных с ней сегментах государственного управления. В 2007 году Картер вернулся в Нью-Йорк, причем, на его прощальном вечере в Москве были замечены многие высокопоставленные должностные лица.
Профессионалы Пейджа хвалят, либеральные резонеры ругают. Один бывший руководитель российского офиса, Сачер, отметил его «тонкое понимание взаимосвязи политики и энергетики», а другой, Алексашенко, назвал «начинающим банкиром с весьма поверхностным пониманием страны». При том, что от профессионализма самого Алексашенко, бывшего первым зампредом Центробанка во время организации катастрофы, увенчавшейся дефолтом 1998 года, равно как и от его «понимания страны», Россия не могла оправиться долгие годы.
В 2008 году Пейдж основал свою фирму. Занялся консультированием иностранных инвесторов по покупке активов, в основном в России, а также российских инвесторов в третьих странах.
Санкции Запада против России разрушили ряд проектов Пейджа, и он выступал против них. В том числе через неделю после прихода в команду Трампа. Разумеется, исключительно с точки зрения интересов бизнеса, поскольку «торговые ограничения негативно влияют на рынки».
- Бизнес, ничего личного?
- Пейдж выступает за более глубокое взаимодействие с Россией, подчеркивая, что делает это по идеологическим, а не узко коммерческим причинам. «Все свои вечера и выходные я провожу, работая над идеями, а не просто пытаясь заработать лишний доллар», - подчеркивает он. Это, безусловно, реклама. Однако из-за участия в президентской кампании Трампа ему действительно пришлось отказаться как минимум от одного весьма перспективного проекта.
Сотрудничавший с ним бывший первый заместитель начальника финансово-экономического департамента «Газпрома» Яценко подчеркивал: «Он понимает, что происходит в России, и не выносит резких суждений». Даже если это и преувеличение, Пейдж - первый американский политик высокого уровня, о котором можно хотя бы сказать подобное со времен замгоссекретаря США 90-х Строуба Тэлботта.
Как показывает и его опыт, понимание России отнюдь не делает американских специалистов нашими друзьями и даже добросовестными партнерами. Однако оно защищает их от безумных шагов, опасных для обеих наших стран, а значит, и всего мира.
В наше время это уже более чем достаточно.
ОБАМА ДРОГНУЛ
– Так уж совпало: пока республиканец Пейдж в Москве наводил мосты, президент Обама официально поддержал госпожу Клинтон как кандидата от демократов, хотя особой любви к ней, как известно, не испытывает. А ФБР и Минюст США на днях прикрыли громкое дело о нарушении правил секретности служебной почтовой переписки Хиллари в бытность ее госсекретарем. Обвинения с нее сняты. «Заявление директора ФБР компрометирует нашу национальную безопасность. Обвинений нет. Это свидетельство того, что наша система прогнила. Это очень плохое и несправедливое решение" – написал Дональд Трамп в "Твиттере". Белый дом задействовал пресловутый административный ресурс?
- Как говорится, «захочешь жить - еще не так раскорячишься!» Учитывая десятки людей, погибших при странных обстоятельствах после того, как они перешли дорогу чете Клинтон, уходящему в отставку Обаме приходится думать о будущем своей семьи.
А, с другой стороны, пришло время соблюдения необходимого минимума внутрипартийных и внутриэлитных приличий. Обама и Клинтон хотя и принадлежат к одной партии, но и к враждующим глобальным кланам. Так что Бараку значительно ближе Трамп, - и на ранних этапах кампании президент США, насколько можно судить, трогательно заботился о нем (американские медиа сообщали даже об обещании президента арестовать Хиллари, если Трампа убьют).
Однако сейчас выбор демократической партии стал очевиден, и Обама просто вынужден поддержать ее решение.
Разумеется, и с использованием административного ресурса. Помимо прочего, президентские выборы – это грандиозное шоу, и сорвать его даже полностью заслуженным арестом одного из двух очевидных соперников, да еще и отдав при этом власть политическим противникам своей партии, не может никакой президент.
– Как вы расцениваете шансы Трампа и Клинтон на победу? Кто России предпочтителен?
- На сегодня шансы Клинтон все еще несколько выше. Но любой процесс надо рассматривать в динамике, которая может преподнести еще много сюрпризов, особенно в условиях глобального кризиса.
- Например?
- Скажем, с прошлой осени находится в предбанкротном состоянии крупнейший сырьевой трейдер Glencore. Некоторое восстановление цен на часть сырьевых товаров, банкротство одних подразделений и успешная продажа других позволила в этом году вдвое повысить его капитализацию после пятикратного падения в прошлом году. Однако риски сохраняются. В случае банкротства Glencore, скорее всего, потянет за собой финансовую компанию CreditSuisse, что приведет к новому обострению глобального кризиса и сделает невозможным победу находящихся у власти в США демократов. Точно так же, как крах LehmanBrothers, став детонатором обострения кризиса в 2008-2009 годах, сделал невозможным сохранение у власти республиканцев.
Разумеется, возможны и другие неожиданности. Интенсивная политическая борьба в столь неустойчивой социально-экономической среде, как сейчас, обычно ведет к качественным переходам, прогнозирование которых крайне затруднено для сторонних наблюдателей.
Что касается предпочтительного развития событий, то не только нашей стране, но и всему миру на посту президента США нужен Трамп.
Клинтон принадлежит к глобальной группировке, поставившей на сохранение нынешних финансовых рынков в неизменном виде любой ценой. В условиях, когда глобальный рынок объективно и неудержимо разделяется на макрорегиональные (в конструировании которых активно участвуют и США), единственным способом сохранения statusquoявляется война. И животная русофобия Клинтон, на фоне которой даже харьковский поляк Бжезинский, по молодости всерьез интересовавшийся, можно ли создать ядерное оружие, которое будет убивать только русских, выглядит образцом стремления к добрососедству и сотрудничеству, направит агрессивные устремления своего глобального клана против России.
Поэтому Клинтон, визжавшая от восторга во время коллективного смакования руководством США предсмертных мук Каддафи, является для всего человечества явной и очевидной угрозой развязывания третьей мировой войны. Которая вполне может быстро привести к планетарной катастрофе.
Трамп же, будучи патриотом США, будет готов пожертвовать архитектурой глобальных рынков ради решения проблем своей страны. Например, при помощи принудительной реструктуризации госдолга, то есть фактического дефолта, о желательности которого он уже заявлял.
Трамп будет крайне неудобным партнером для России. И никакие публичные расшаркивания и закулисные визиты не должны нас обманывать. Весьма вероятно, он захочет повторить успехи Буша-старшего по выколачиванию из нашей страны колоссальных и необоснованных уступок вроде закрытия сверхэффективной Красноярской РЛС. Однако Трамп станет для нас партнером, а не маньяком-убийцей, и при нем агрессия США будет ограничиваться хотя бы инстинктом самосохранения.
На фоне Клинтон это фактически предел мечтаний.
СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ ПЕЙДЖА
- Ваш коллега и тезка, экономист Михаил Хазин, считает, что в свое время в Кремле поменяли Явлинского на Гайдара потому, что команда победившего в США Клинтона предпочла именно Егора Тимуровича. Хазин впоследствии работал в администрации Ельцина, ситуацию знает. Есть мнение: если победит Трамп, теперь уже либеральным последователям Гайдара в российской власти придется уйти. Мол, команде Трампа легче будет договариваться с другими людьми в Москве. Что скажете, Михаил Геннадьевич?
- Как работавший в то время в аппарате президента и принимавший непосредственное участие в событиях, могу сказать, что главной причиной замены Явлинского на Гайдара были его хорошо известные личные и профессиональные качества. С одной стороны, он чувствовал себя «звездой» и выдвигал вызывавшие брезгливое недоумение ультиматумы, в то время как Гайдар был согласен на все. С другой – Явлинский хоть что-то понимал в экономике и потому обещал наступление рая на земле лишь через 500 дней и в результате серьезных усилий, что для Ельцина было слишком долго. А Гайдар и компания, насколько я помню, были готовы обещать что угодно и кому угодно. И в этом качестве идеально устраивали Ельцина и его окружение, которые после чуда своего прихода к власти ждали аналогичного чуда и в экономике.
Что касается клановой принадлежности, Явлинский был «союзной» номенклатурой, перебежавшей к российским властям от невостребованности, что усиливало недоверие к нему, вызванное его характером и откровенной бредовостью «программы 500 дней». А Гайдар был никем и в этом смысле значительно ближе к российскому руководству.
Разумеется, изложенное нисколько не опровергает гипотезу М.Л.Хазина. Значимые события (вроде выбора пути развития страны) всегда определяются не одной, а целым букетом причин, действующих в совокупности. Ориентация на Явлинского советских элит, связанных с американскими республиканскими элитами, безусловно, стала одной из причин его поражения. И в этом отношении его личная и политическая слабость были выражением слабости отмиравших советских элит.
- А в США тогда победил демократ Клинтон.
- Что касается нынешнего политического сюжета, республиканец Трамп и его команда действительно не смогут взаимодействовать с нынешними либеральными деятелями в российской власти из-за принадлежности к принципиально разным глобальным кланам. Точно по той же причине, по которой Трамп не сможет на родине сотрудничать с Клинтон.
И потому либеральные руководители Банка России и социально-экономического блока правительства, которые при Хиллари вместе с либеральной оппозицией станут как минимум американским политическим спецназом в тылу России (да и Китая тоже), при Трампе окажутся чужеродными новой глобальной геополитической реальности. И будут достаточно быстро отторгнуты российским не только общественным, но и управленческим организмом.
С ними просто некому и не о чем будет разговаривать во всем новом мире. И, возможно, советник Трампа прилетал в Москву именно для того, чтобы объяснить это российскому руководству.