Украина опять проехала "мимо кассы"
Москва демонстрирует холодный расчет в экономических отношениях с Киевом
Йоханесс Хан, комиссар ЕС по вопросам Европейской политики соседства и переговоров по расширению, на днях обратился к России с просьбой отменить ограничения, которые Москва ввела в отношении транзита украинских товаров. Напомним, в январе 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому транзит грузов из Украины в Казахстан, как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, возможен лишь через Белоруссию, с обязательным наличием идентификаторов-пломб. Речь идет об оборудовании ГЛОНАСС, которое устанавливается и снимается на специальных контрольных пунктах при въезде и выезде из нашей страны.
По итогам первого полугодия украинский экспорт в Казахстан рухнул на 47,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Скорей всего, такие меры Москвы пресекли контрабанду в Россию незаконного экспорта из «незалежной».
Со второй половины 2016 года такие же требования введены и для транзита украинских грузов в Кыргызскую Республику. Киев потребовал от Брюсселя «надавить на Москву», иначе «незалежная» введет зеркальные меры, назвав действия России торговой войной.
Что значит «зеркальная ответка», задаются вопросом не только украинские водители. Разве у «незалежной» есть национальная навигационная спутниковая система? Кстати, Йоханесс Хан предостерег Киев о полном запрете транзита российских товаров через Украину и предупредил руководство страны, что Кремль сразу же введет такие же ограничения. «Это не пойдет на пользу экономическому развитию (Украины — авт.)», — заявил он, и намекнул, что «не надейтесь на то, что ЕС поднимет квоты на объем потерянного казахстанского и кыргызского экспорта».
Если оценивать реакцию ЕС в целом на очередной призыв Украины жестко повлиять на Россию, то политика Брюсселя отражает очевидную усталость от властей «незалежной».
Так или иначе, но в самой Украине здравомыслящие эксперты начинают понимать, что в пропагандистском и правовом пространстве Киев проигрывает Москве. А без этого в нынешних условиях нельзя добиться протекционистских решений в пользу Киева. «…Новые повышения пошлин для товаров из РФ, также не идеальны с точки зрения абстрактных норм ВТО, — рассуждает Юрий Панченко, редактор киевской „Европейской правды". — А значит — к моменту их введения (а сомнений в решимости властей ответить на действия РФ почти нет) международное мнение должно быть однозначно на стороне Украины».
Учитывая статус «Европейской правды», эту позицию можно смело назвать правительственной. Короче говоря, подход пропагандистов современной бандеровской Украины заключается в том, чтобы настолько демонизировать Россию в глазах мировой общественности, чтобы в отношении Москвы автоматические принимались любые удобные для Киева решения.
Между тем, еврокомиссарам все труднее объяснять простым гражданам ЕС, чем референдум в Крыму отличается от того же Brexit. Почему англичанам можно уйти из неудобного для них Евросоюза, ставшего, по сути, супер-государством, а крымчанам — нельзя? Если придерживаться официальной украинской позиции на эту проблему, то судьбу Великобритании должны были решать все жители объединенной Европы, а не только поданные британской королевы.
Кроме того, ЕС категорически против западного ориентира Украины на экспорт продовольствия. Тут, как говорится, ничего личного, только бизнес. Увеличение квоты для Киева всего на 100 тонн пшеницы означает банкротство одного фермера во Франции, двух — в Германии или трех — в Болгарии. Между тем, продажа зерна становится сейчас для Киева критически важной статьей поступления валюты. Так, по итогам первого квартала 2016 года фактически каждый второй доллар попал на Украину от агросектора.
Речь идет об огромных объемах. В прошлом году экспорт украинской пшеницы составил 17,35 млн. тонн, кукурузы — 17,39 млн. тонн, ячменя — 4,4 млн. тонн. Кстати, нынешнее увеличение продаж на 13% по сравнению с 2014/2015 маркетинговым годом власти «незалежной» объясняют блокадой ДНР и ЛНР, мол, не кормили сепаратистов.
С другой стороны, денег от этого больше не стало, напротив, наблюдается постоянное удешевление украинского экспорта и снижение валютной выручки. Однако в 2009 и 2010 годах, по данным агентства Bloomberg, цена фьючерса на пшеницу (ZW) была равна текущему уровню и находилась в коридоре 440−500 долларов, хотя в 2013 году зерно краткосрочно дорожало практически до 900 долларов.
Именно опираясь на последнюю цифру Киев «впаривает» простым украинцам, что мировые цены упали вдвое, хотя в реальности «незалежная» потеряла контроль над значительной частью экспорта, отдав его в руки американских трейдеров. Они ввели в обиход, так называемый фьючерс CBOT Black Sea Wheat — «черноморская пшеница», заключив соглашение между кабмином Украины, Нацбанком и Чикагской товарной биржей. Разница между CBOT Black Sea Whea и форвардными продажами (контрактами на поставку определенных объемов по конкретной цене в оговоренный срок) на внебиржевом рынке оценивается в сотни долларов за каждые 5 тысяч бушелей (около 136 тонн). Понятное дело, что деньги текут полноводной рекой в карманы чикагских дельцов, а не на счета крестьян Херсона и Запорожья.
Вот и получается, что американское направление не выгодно Киеву, а на увеличение европейских квот рассчитывать Украине не может. Остается только Азия, в которую попасть можно только через Россию. «К сожалению, тут похвастаться пока нечем, — констатирует Юрий Панченко. — Проект „Шелковый путь", анонсируемый в начале года Минтрансом, пока не показал себя надежным, а главное конкурентоспособным транспортным коридором».
«…Украине необходимо бить во все колокола, привлекая европейцев к этой торговой войне, тыкать носом в очевидность нарушения, быть готовым к тому, что в Париже и Берлине будут не готовы с ходу признавать очередной провал „Минска", снова указывать на нарушения со стороны Москвы», — резюмирует «Европейская правда».
На лицо откровенный цинизм нынешнего руководства Украины, которое, по меткому выражение фермеров Херсона, «вляпалось по самому не могу» в объятия еще более циничных американских и европейских кураторов. Совершенно очевидно, что Москва, наращивая национальный агросектор, будет защищать своих фермеров, точно так, как это делают США и ЕС. Здесь нашим конкурентным преимуществом является территориальная близость к Дальнему Востоку и фактическая монополия на транзит из Европы в Китай.
Привилегий для Украины, какие были в прошлом, уже не будет.