Хвост виляет собакой: Турция в упор не признает Асада
Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сегодня заявил, что урегулирование сирийского конфликта невозможно при сохранении власти в стране в руках президента Башара аль-Асада.
Примечательно, что Йылдырым сделал это заявление не просто так, а в качестве ответа на подозрения, что Анкара может отойти от своей жесткой внешнеполитической линии по отношению к Дамаску.
Дело в том, что на днях Йылдырым также высказал мнение, что Турции и Сирии нужно интенсифицировать усилия по борьбе с терроризмом, что сразу же было расценено как зондирование почвы на предмет возможных переговоров с правительством Асада.
По словам Йылдырыма, Асад должен уйти, причем, до отставки сирийского президента, Турция не изменит своей позиции по Сирии.
При этом, Йылдырым назвал Асада причиной текущей плачевной ситуации в Сирии, а также сравнил его с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство», а, кроме того, отметил, что обе эти силы в будущем должны уйти из сирийской политики.
Другой вопрос, что правительство Турции на примере восстановления отношений с Россией показало свою способность идти на уступки даже в тех ситуациях, которые, казалось бы, не предполагают возможностей для компромисса и противоречат политике Анкары.
Генеральный директор Межрегионального агентства информации «Вся Россия» Сергей Калмыков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вопрос политического будущего Асада исключительно принципиален для Турции, соответственно, здесь компромисса с Анкарой быть не может.
«Поэтому то, что сегодня заявил Йылдырым – это абсолютно в русле той политики, которая проводилась и будет дальше проводиться Турцией на сирийском направлении. На сегодня не существует ни малейшего шанса на то, чтобы Турция могла бы изменить свою политическую позицию по Асаду, причем без разницы, о чем здесь идет речь, о краткосрочной или о среднесрочной перспективе», - резюмирует Калмыков.
Другой вопрос, что этот фактор, как отмечает Калмыков, вполне может не влиять на отношения России и Турции, которые не замыкаются только на сирийской теме, пусть и здесь проблема Сирии и политического будущего режима президента Асада является ключевой.
«Мы часто воспринимаем подход Турции по этим внешнеполитическим вопросам, как противоречивый, хотя, на самом деле, он прагматический – люди решают свои собственные задачи так, как они их понимают. Так что, в данном случае те экономические санкции, которые Россия, в свое время, вводила, нанесли крайне серьезный и болезненный удар по экономике Турции. Поэтому российские санкции Анкара хочет с себя снять, но, несмотря на это, в своей политике по Сирии она ничего менять не будет», - заключает Калмыков.
Впрочем, нельзя забывать про то, что на севере Сирии войска Асада, так или иначе, воюют с отрядами боевиков, которых, в свою очередь, напрямую поддерживает турецкая сторона, и против них действуют российские ВКС, причем, естественно, это обстоятельство накладывает отпечаток на характер этих переговоров, поэтому Россия, в любом случае, будет здесь искать какой-то компромисс с Турцией по сирийскому вопросу.
Дело в том, как считает Калмыков, что как для России, так и для Турции проблема Асада – это одна из мозаик в общем панно двухсторонних отношений.
«Безусловно, это ключевой элемент, и консультации будут вестись, так же, как и по всем остальным смежным темам. Наверняка, переговоры с Анкарой Москва будет проводить, учитывая интересы Асада, хотя она здесь будет как консультироваться с президентом Сирии, так и побуждать его к определенной гибкости. Какое-то решение по поиску компромисса с Турцией по этому вопросу будет искаться, но на практике это крайне сложная проблема», - констатирует Калмыков.
Младший научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока ИМЭМО Арсен Хизриев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что при том курсе, который сейчас проводит президент Турции Реджеп Эрдоган, без разницы, кто будет турецкими премьером или министром иностранных дел, линия Анкары по Сирии все равно останется прежней.
«Позиция Турции всегда будет направлена против лично президента Асада и против режима Асадов», - заключает Хизриев.
Также нельзя говорить и про то, что у Асада имеет место быть «рост легитимности» со стороны международного сообщества, поскольку, как отмечает Хизриев, тот же будущий президент США, который очень скоро сменит Барака Обаму, может еще жестче относиться к Асаду.
«Здесь нужно вспомнить, что уже дважды речь заходила про то, что Вашингтон будет наносить военные удары по Сирии, но оба раза это мероприятие было отложено на неопределенный срок. Впрочем, это не от наличия или отсутствия легитимности у Асада, поскольку для США этот вопрос вполне однозначен, а потому что пока Вашингтон не хочет ввязываться в еще одну авантюру на Ближнем Востоке. Что касается европейцев или ближневосточных стран, то они будут поддерживать с режимом Асада своего рода формальные отношения, но не будут, при этом, никогда говорить о его легитимности», - резюмирует Хизриев.