Это даже не политика, это бесстыдство
Глава WADA признал, что на самом деле у них нет никаких доказательств злоупотреблений наших спортсменов на сочинской олимпиаде, кроме интервью бывшего главы антидопинговой лаборатории в Москве, а глава USADA объяснил все «политикой».
Беспрецедентное давление на российский спорт усиливается по мере приближения старта Олимпиады. Уже понятно, что Игры в Бразилии целиком пропустит наша легкоатлетическая сборная. Спортивный арбитражный суд в швейцарской Лозанне отклонил иск нашего Олимпийского комитета и оставил за бортом соревнований 68 российских спортсменов. Лишь прыгунья в длину Дарья Клишина согласилась поменять родной флаг на знамя МОК, и была допущена к состязаниям.
Впрочем, теперь под вопросом участие всей нашей олимпийской сборной. После удивительно смешного доклада Всемирного антидопингового агентства (WADA) о подозрениях в нечистоте сочинских результатов российских спортсменов Международный олимпийский комитет (МОК) взял время на раздумье и, похоже, пытается справиться с политическим давлением из Соединённых Штатов, прекрасно понимая, в какую ловушку себя загонит, если ударит по России. Такой прецедент запросто поставит точку в мировом олимпийском движении, каким оно до сих пор себя позиционировало («Спорт над политикой»). В Москве же поползли слухи о бойкоте бразильского форума, и в свете последних событий и крайнего, подчёркнутого неуважения к России, это не кажется таким уж глупым решением, как в разгар допингового скандала.
«Это политика, мой друг», - сказал глава американского антидопингового агентства (USADA) российским пранкерам, которые в телефонном разговоре представились министром спорта Украины Игорем Ждановым. А глава WADA добавил, что на самом деле у них нет никаких доказательств злоупотреблений наших спортсменов на сочинской олимпиаде, кроме интервью бывшего главы антидопинговой лаборатории в Москве Григория Родченкова. Но ведь это очевидно всем, кто имел возможность заслушать фантасмагоричный рассказ президента WADA Крейга Риди о том, как агент ФСБ в одежде сантехника через дырку в стене получал колбы с «плохой мочой», таинственным образом их вскрывал и заливал «чистую». Нет, WADA не знает, как их открыть (швейцарский производитель говорит, что это невозможно и подаёт на агентство в суд). Нет, доказательств нет – только царапины на колбах. Нет, сведения о конкретных «нечистых» спортсменах отсутствуют. Но «слова господина Родченкова заслуживают доверия», а значит – Россия точно сфальсифицировала результаты в Сочи.
Хорошо понятно, зачем за пару дней до конференции британца Крейга Риди USADA вместе с десятком братских федераций сделали публичное заявление о необходимости отстранить всю российскую сборную от Игр, ведь сам доклад – плевок в лицо любым спортивным экспертам, что нашим, что заграничным. И это если не вспоминать о том, что допинг российской сборной по зимним видам спорта вообще особо «не пригодился»: половина из 13 золотых медалях завоеваны натурализованными иностранцами, которым вряд ли кто-то рискнул предложить «коктейль Родченкова» (по его словам, «особую смесь алкоголя и препаратов», инновационный удар по достижениям современной фармакологии). При этом все скоростно-силовые виды спорта, где применение допинга даёт эффект, мы провалили. Уж нашим хоккеистам немного допинга бы точно не помешала.
Также ясно и без всякой конспирологии, зачем подставляются видные спортивные функционеры, публикуя абсолютную чушь с детективными элементами. Потянув ниточку из нескольких подтверждённых допинг-проб российских спортсменов (из десятка тысяч, которые ежегодно берутся в России и Китае, это абсолютный рекорд), чиновники так и не смогли распутать клубок глобальной допинговой махинации. Только за последние полгода у россиян взяли три тысячи проб – из них положительными оказались лишь 4. А ведь после ликвидации РУСАДА и отъезда в США предателя Родченкова всю отечественную мочу исследуют исключительно иностранные лаборатории. Но вот беда – ни тебе мельдония, ни прочих промахов российской фармакологии. А заказ выполнять приходится.
МОК не позавидуешь. С WADA всё понятно: оно полностью зависит от американских политиков. За последнее десятилетие агентство получило от США более 21 млн долларов спонсорской помощи, все остальные страны перечислили примерно 150 миллионов. Когда твой, по сути, хозяин просит пойти навстречу, отказываться не приходится даже ценою репутации. Международный олимпийский комитет зависит от мнения Вашингтона куда в меньшей степени, поскольку сам так или иначе генерирует огромную часть доходов мировой спортивной индустрии. Объём этого рынка, по оценкам компании PriceWaterhouseCoopers, в 2015 году составил $145,3 млрд, а вместе с фармакологией, спортивным ритейлом, тотализаторами и трансферами – все 400 млрд. Для сравнения – таков объём рынка космических услуг, или чистой воды. В прошлом году объем мирового рынка оружия составил лишь 65 млрд долл.
МОК в данной индустрии выступает своего рода головной корпорацией, имеющей самостоятельные и зависимые, региональные и отраслевые дивизионы: спортивные федерации, коммерческие лиги, олимпийские комитеты и так далее. Он не участвует напрямую в распределении средств, но является гарантом особой олимпийской идеологии, сформулированной Пьером Кубертеном в 1894 году: «Олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума» и тому подобное. Конечно же, сегодня «Быстрее, выше, сильнее» превратилось в «Дороже, зрелищнее, богаче», а олимпийская идеология стала своего рода потребительской приманкой для реализации продукта из спортивного зрелища и сопутствующих атрибутов.
Отстранение России от бразильских Игр не просто поставит вопрос о влиянии политики на олимпийское движение. Это ни для кого уже не новость - вспомним и грузинскую войну под открытие Олимпиады 2008, и Майдан, который убил впечатление от Сочинских игр, и беспримерное давление судебной системы США на чиновников ФИФА. И в мире (в том же Китае, например) начинают задавать закономерные вопросы: если американские интересы позволяют просто вычеркнуть страну из мирового спорта, зачем вообще иметь дело с МОК?
Но есть и более фундаментальная проблема. Скандал поднимает тему соответствия нынешней спортивной индустрии декларируемым принципам и олимпийской идеологии. Когда люди понимают, что профессиональный спортсмен – больной человек с исковерканным детством, спорт высших достижений существует только благодаря лекарствам, коррупция тотально пронизала всю олимпийскую систему, а спортивные ристалища прекрасно отвлекают народ от войн, это бьёт по всей маркетинговой стратегии МОК. Нам остаётся надеется, что деньги для них окажутся важнее политики.
Автор Петр Скоробогатый, журнал Эксперт