Украина и Хорватия. Военный август и операция "Буря".
«Сегодняшняя Краина – это спалённая и опустошённая земля, попавшая в руки вандалов», – бельгийский журналист, попавший в Краину в дни хорватского наступления.
4 августа 1995 года началась операция хорватских войск против провозглашенной Сербской Краины, которая получила название "Буря". Операция "Буря" ("Олуя") началась в 5.00 утра одновременным ударом хорватских войск по всей линии фронта.
Вместе с массированной артподготовкой, ВВС Хорватии нанесли удары по командным пунктам и коммуникациям ВРСК. Республика Сербская Краина прекратила свое существование за четыре дня. Хорватская армия имела огромное преимущество в живой силе, технике, оперативных возможностях.
Столь быстрая победа стала возможной и из-за нерешенной сербами проблемы Бихачского "кармана", из которого в тыл краишникам нанес фатальный удар 5-й корпус, и из-за роковой потери боснийскими сербами Гламоча и Грахова. Огромную роль в разгроме Краины сыграла предательская политика Слободана Милошевича, ждавшего от Запада отмены санкций, а потому не собиравшегося вмешиваться, несмотря на договор о совместной обороне с краишниками. Однако, последнюю оставшуюся свободной территорию РСК в Восточной Славонии, Белград трогать хорватам запретил - как в последствии оказалось, чтобы использовать ее в качестве разменной карты на переговорах в Дейтоне.
Операция "Олуя" стала и крупнейшей в послевоенной истории Европы этнической чисткой. Согласно данным Главного Штаба ВРСК на июнь 1993 года, население Республики Сербская Краина (без Восточной Славонии) составляло 268.795 человек. К августу 1995 года это число уменьшилось на 10% - люди бежали от войны.
За несколько дней операции "Олуя" и сразу после нее, Краину покинуло около 220.000 сербов. Большинство из них нашло убежище на территории СРЮ. Немногим оставшимся пришлось пережить несколько лет террора и издевательств, ставших затихать лишь в 1998 году, когда под давлением международных организаций, власти Хорватии взяли немногочисленных сербов Краины под охрану.
***
О так называемом "хорватском сценарии" часто упоминают украинские политики. С трибун звучат призывы к силовому решению "донбасской проблемы", в социальных сетях украинского истеблишмента можно найти заявления, противоречащие Минским соглашениям.
В интервью украинским журналистам глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Жебривский заявил:
"Есть два варианта. Нужно, чтобы международное сообщество поняло, что это не проблема Украины, это проблема всего мира. Нарушается мировой порядок. Поэтому увеличение санкций против агрессора и давление приведет к тому, то Путин вынужден будет вывести войска и оставить Украину в покое. Второй вариант - хорватский. Строить армию - и лет через пять отвоевывать военным путем".
Так же о военном решении говорит председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий:
"Мы все знаем о легендарной операции "Буря", перед которой была еще операция "Молния", когда хорваты освобождали свои территории от таких же сепаратистских движений, которые были поддержаны Милошевичем. Но мало кто знает, что между 1991 годом, когда фактически началась война за независимость Хорватии, и 1995 годом, когда проводили эти операции, прошло четыре года.
Выиграть время - это то, что нам часто говорят наши международные партнеры. Это то, что они говорили и накануне принятия Конституции, потому что приехал целый десант наших международных партнеров и сказали: нам нужно время, чтобы мы могли санкциями додавить Путина, как когда-то додавливали Милошевича, и могли помочь вам вооружить и оснастить вашу армию.
И у нас будет так, как было там. Нам нужно время, чтобы международное сообщество санкциями уничтожило финансовую империю, которую строил Путин, и чтобы мы смогли оснастить нашу армию и дождаться того утра, когда мы начнем свои операции "Молния" и "Буря".
***
Об этом неоднократно говорили украинские аналитики и стратеги. Украинскому народу навязывается единственный путь решения проблемы Донбасса- силовой. Украинские политики и дипломаты открыто заявляют, что тянут время, чтоб в нужный момент нанести сокрушительный удар армиям ДНР и ЛНР.
Но между ситуациями в Хорватии и Украине есть существенные различия, о которых не стоит забывать. Для того, чтоб сравнить ситуации в Хорватии и Украине я обратился к историку и военному эксперту Андрею Заблоцкому:
"Хорватия в тот момент только получила независимость в отличии от Украины, которая уже получила независимость больше 20-ти лет назад. Хорватии нужно было это время для того, чтобы состояться, как государство, чего в Украине не наблюдается. У Хорватии на момент начала конфликта с Сербской Краиной вообще не было никакой армии. Только ополчение и кое-какая техника и вооружение, захваченное в югославских казармах.
У Украины на момент начала конфликта - армия, военные склады, полностью сформированная военная машина. В Хорватии, примерно аналогичным образом, не было экономики, потому что государство только лишь было создано. В то время как Украина, существующая уже много лет, по идее, такие проблемы не должна была решать. Поэтому предпосылки совершенно иные.
Кроме того, в Украине под "хорватским сценарием" подразумевается просто силовое решение проблемы. На самом деле, должно подразумеваться качественное внутреннее изменение государства, качественное преобразование армии, решение внутренних проблем. В течении долгих лет Хорватии удалось это сделать. Украина начала нарушать Минские соглашение сразу после их заключения. Никакого качественного роста государства и его армии мы не наблюдаем".
И действительно, украинское правительство наивно надеется на помощь Запада, не отдавая себе отчет, что ситуации совершенно разные. Историки и аналитики говорят, что одной из причин поражения Сербской Краины является пассивность Югославии - основного военного союзника сербов в Хорватии. Руководство Сербской Краины рассчитывало на помощь Милошевича.
Республика была связана с Сербской Краиной договором о военной помощи, но не вмешалась в события. Такое решение президента Слободана Милошевича было вызвано давлением со стороны США. В качестве награды за сдержанность Югославии было обещано смягчение режима экономических санкций.
США активно оказывали помощь хорватам в борьбе с сербами. Это и демонизация сербов в СМИ и голливудская пропаганда, которая снимала фильмы, в которых сербы были убийцами, насильниками женщин и детей. Кроме информационной поддержки были военная и политическая.
Для хорватской армии это была не просто вооружённая акция, а хорошо спланированная многоэтапная армейская операция при полной поддержке США и Германии с подключением миротворческих сил ООН, размещённых на территории Хорватии. К слову, стоит упомянуть, что хорватские офицеры использовали разведывательные данные самолетов НАТО, патрулировавших территорию военных действий. И даже были атаки авиации НАТО на военные базы Сербской Краины.
Американские инструкторы приняли "хорватский сценарий" как панацею и предлагали своим союзникам такой сценарий решения их проблем.
Украинским политикам стоит напомнить ещё тот факт, что Россия не Югославия. Небольшой факт из недавней истории, который крошит в пух и прах теорию украинских стратегов.
Совсем недавно, в 2008 году, была война, которая так же закончилась за 5 дней. Спустя 13 лет, в августе 2008 года грузинская армия предприняла попытку блицкрига в Южной Осетии по плану, очень напоминающему «Бурю». Подготовку грузинских военных к операции вели те же специалисты, что ранее готовили хорватов. Но на сей раз схема дала осечку. В отличие от Югославии, Россия не осталась безучастным наблюдателем, а вмешалась в конфликт, не позволив сделать с осетинами то же, что сделали с сербами в Сербской Краине.
***
Август- один из самых жарких месяцев в году. Не только из-за палящего солнца, а из-за планов военных стратегов. Именно август стал самым кровопролитных месяцем в войне на Донбассе в 2014-ом. Донецк и Луганск подвергались массированным обстрелам. Мирные жители прятались в подвалах собственных домов, а ополчение пыталось сдержать военную машину Украины, которая сообщала своим кураторам в Киеве об успешных результатах. Тогда ополчению удалось отразить атаки ВСУ и перейти в контрнаступление, что заставило сесть за стол переговоров украинскую сторону.
С тех пор прошло 2 года, но Украина не оставляет попытки решение "донбасской проблемы" военным путем. Все чаще, на улицах Донецка слышны слухи о грядущем наступлении ВСУ уже в августе 2016-го."
Денис Григорюк