Ветераны порядка. Как борцы с преступностью становятся настоящими героями
Кто ты – мент или сотрудник полиции? Что делать, если расследование преступления задевает интересы сильных мира сего? Как ежедневно выходить на службу и не сломаться, остаться прежде всего человеком, даже в самых нечеловеческих условиях?
Курсантам Сибирского юридического института ещё только предстоит найти ответы на эти непростые вопросы. Им помогают старшие товарищи. На встрече в отделе полиции № 4 Красноярска своим опытом делились ветераны органов внутренних дел Иван АБРАМЕНКО и Александр КЛИМЕЦ.
Работает в интересах народа
Первокурсники из разных регионов России прошли серьёзный отбор, прежде чем поступить в СибЮИ. Они совсем недавно приняли присягу и надели форму с надписью «Полиция». Они только начинают знакомиться со своей будущей профессией.
Наверное, поэтому у них много вопросов. А экспонаты из местного музея вызывают только удивление: печатные машинки, на которых печатали когда-то свои рапорты следователи, первые радары - большие, громоздкие, ещё не знаюшие современных высоких скоростей, приборы для изучения отпечатков пальцев. Одни ребята с улыбкой примеряли фуражки своих предшественников. Другие слушали истории из жизни милиции. Работал в отделе уголовного розыска в 70-е годы прошлого века Пётр Мурзин. И преступники, и жители района его фамилию расшифровывали так: местный уголовный розыск работает в интересах народа. Боялись и уважали! А однажды сотрудникам отдела пришлось обезвредить медведя. Косолапый разгуливал по Шинному кладбищу и явно не желал уходить без добычи.
О тех, кто защищал интересы страны на Северном Кавказе, рассказывают привезённые трофеи: гранаты, гильзы, награды. Отдельный стенд посвящён тем, кто погиб, исполняя свой долг. А рассказ о работе ветеранов слушали, затаив дыхание.
Один залп «Катюши»
Иван Федотович Абраменко встал на защиту своих соотечественников не в полиции, а на фронте. За спиной было только пять классов средней школы. Прошёл курсы, а потом бил врага из легендарной «Катюши». При освобождении Польши был ранен. Врачи тогда сразу сказали молодому бойцу: в рубашке родился. Осколок пробил череп, но мозг не задел. Так что Иван Абраменко даже от лечения в госпитале отказался: до победы оставалось совсем чуть-чуть, не хотелось оставаться в стороне, и он вернулся в часть. Но как только Германия капитулировала, их часть отправили на другой конец континента.
- В Японии мы дали всего один залп из орудий. Все остальные территории проходили без боя, - вспоминает ветеран.
Когда Иван Федотович вернулся к мирной жизни, он заочно окончил школу и пошёл работать в органы. Начинал с участкового уполномоченного, затем работал в уголовном розыске. Рассказал будущим полицейским, как раскрывал преступления, в которых были замешаны власти. Как не поддавался на давление, не пугался, когда ему говорили: «Не лезь, не вмешивайся, не твоё это дело». «Моё!» - отвечал Абраменко и продолжал расследование.
А ведь в то время на вооружении у милиции не было тех технологий, которые применяют сегодня. Но коллеги говорят: работать было проще. Уголовный кодекс в каждом киоске не продавался. Сейчас любой человек может и Кодекс почитать, и консультации юристов получить, найти лазейки в законах. Так что доказать вину, причастность к преступлению сегодня гораздо сложнее. А потому изучению теории студенты должны отдавать максимум своего внимания.
Только пепел
- Я всегда был за справедливость. Любил читать юридическую литературу - всё, что можно было достать. Крепкий, здоровый парень, так что ещё в молодости часто приходилось отстаивать правду. Только действия эти были незаконными. Вот я и решил пойти в органы, чтобы не было стыдно, - продолжил разговор Александр Климец. - Кем только не был: работал во вневедомственной охране, в уголовном розыске. Меня в СОБР по возрасту не брали, было уже 33 года. Но я настоял, доказал, что могу.
А потом с отрядом пришлось выезжать в командировки в зоны локальных конфликтов. Время было непростое. Участвовали в освобождении заложников, зачищали территорию от боевиков. Нужно было каждый дом, каждый подвал проверить.
- Это было настоящее братство. В отряд подбирали только самых крепких, спокойных, надёжных. Мы же знали: этот человек пойдёт с тобой на задание, он будет тебя прикрывать, ты должен доверять ему, как себе, - рассказывает Александр Владимирович. - Девиз нашего отряда - «Неподкупность, верность, мужество», эти слова стали определяющими на всю оставшуюся жизнь.
А через девять месяцев после благополучного возвращения домой Александр Климец за проявленный героизм во время командировки в Северо-Кавказский регион был награждён орденом Мужества и медалью «За отвагу».
Но здесь, в мирной жизни, были свои испытания. Климец перешёл на работу в уголовный розыск. Опытный следователь до сих пор не может забыть, как расследовали дело о пропаже пятилетней девочки. Отца у неё не было, мать пила и водила в дом самых разных собутыльников. А потом ребёнок исчез. Расследование затягивалось, никаких следов и свидетелей. И только потом узнали, что после очередной попойки девочку увёл к себе друг семьи. Он работал в кочегарке. Сначала надругался над ребёнком, а потом сжёг. Так что даже следов не осталось. Только пепел...
Такие истории не для слабонервных. Полицейский ежедневно общается с преступниками, копает самые грязные дела. Главное - сохранить свой внутренний стержень. Не сломаться, быть честным перед собой и законом.
Погибли при исполнении
Александр СОКОЛОВ. Во время дежурства увидел пьяного пешехода, задержал его и повёз в вытрезвитель. По дороге тот вытащил самодельный пистолет и выстрелил. Александр погиб на месте.
Константин БАЛАБАНОВ. Вышел один на один со стрелком, который палил из охотничьего ружья по прохожим. Первая пуля попала в плечо, потом в ногу, в бок. Раненый добрался до дежурной части и вызвал подкрепление. А сам вернулся на место перестрелки. Преступник продолжал палить. Проходивший мимо студент погиб. Ещё один милиционер был ранен. Константин Балабанов закрыл его своим телом и получил смертельное ранение. Пуля прошила насквозь левое лёгкое и сердце.
Сергей ТАРХОВ был в составе сводного отряда милиции в командировке в Чеченской республике. 23 апреля 2001 года колонну, в которой был и автомобиль Тархова, обстреляли боевики. А рядом с его машиной разорвался фугас. Сержант Сергей Тархов погиб на месте. Награждён орденом Мужества (посмертно). Милиционеру из Красноярска в посёлке Итум-Кале установили памятник.
Валерий КАРПОВ. Задержанный укусил милиционера и тот погиб от полученной травмы.