Не запретить, так вывести. Патриарх предложил исключить аборты из системы ОМС
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь поднял вопрос об абортах: в интервью РИА "Новости", опубликованном в его день рождения, он заявил, что невозможно запретить аборты, но Русская православная церковь считает целесообразным вывести их из обязательного медицинского страхования (ОМС).
— Когда мне предложили подписать петицию, я, конечно, подписал, потому что Церковь против абортов. Но мы по земле ходим — у Церкви совершенно реалистическая повестка дня, идёт диалог с государством. Мы понимаем, что в настоящий момент запретить аборты невозможно, — отметил патриарх. — К идее исключения абортов из нашей жизни нужно подходить с точки зрения возможностей сегодняшнего дня, а сейчас возможен вывод аборта из общеобязательного медицинского страхования.
При этом он провёл сравнение абортов с наркоманией и алкоголизмом.
— Если государство говорит: "Это ваше личное дело", оно подчёркивает свое негативное отношение к абортам. Ну ведь никто же не помогает, допустим, алкоголикам и наркоманам приобретать спиртное и наркотики за счёт какой-нибудь страховки?! Нет такого, потому что это — зло, это — вредно. А здесь покрываем общей страховкой совершение абортов, — заявил первосвятитель.
Это далеко не первое заявление патриарха в отношении абортов.
22 января прошлого года патриарх Кирилл, выступая в рамках XXIII Международных рождественских чтений в Государственной думе РФ, впервые предложил законодателям вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
После этого в Интернете появилась петиция в поддержку этого предложения. Петицию подписали сам патриарх Кирилл и ещё более 300 тысяч человек. Позицию церкви поддержали Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, детский омбудсмен Анна Кузнецова, председатель комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая.
Не осталась в стороне и Госдума. Весной 2015-го группой депутатов во главе с Еленой Мизулиной был внесён проект закона об исключении операций по прерыванию беременности из системы ОМС. Инициаторы поправок предлагали проводить не связанные с медицинскими показаниями аборты за деньги, причём только в госучреждениях. За прерывание беременности в частной клинике в законопроекте были предусмотрены штрафы как для медиков, так и для пациенток. Ещё один запрет касается розничной продажи препаратов для медикаментозного аборта. И в довершение всего Мизулина предлагала обязать решивших прервать беременность женщин проходить УЗИ для "визуализации плода" и прослушивать его сердцебиение. Предложение не было принято.
Против предложения депутатов и церкви выступил Минздрав.
Так министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) может негативно повлиять на здоровье женщин.
"Есть определённые нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для тех лиц, которые имеют низкий достаток, для несовершеннолетних, девочек, у которых случается такая ситуация", — сказала Скворцова.
Она добавила, что задача Минздрава состоит в том, "чтобы введение каких-то ограничений не приводило к увеличению материнской и младенческой смертности, не приводило к увеличению числа криминальных абортов".
Скворцова отметила, что Минздрав "так же, как и РПЦ... против абортов", но нужно учитывать возможные риски запрета процедуры.
По данным ВЦИОМ, 70% россиян высказались против выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Поддержала эту идею лишь пятая часть опрошенных (21%). Полный запрет на искусственное прерывание беременности для российских женщин 72% назвали невозможным. В случае введения запрета на аборты в стране россияне прогнозируют рост числа подпольных операций (31%), увеличение числа беспризорников (13%), повышение уровня смертности (11%) и бедности (8%).
Статистика также говорит о том, что аборты россиянки делают достаточно часто. Так, опрос ВЦИОМ показал, что почти каждая десятая россиянка (9%) делала аборт, а ещё 57% женщин ответили, что у них есть близкие знакомые, имевшие подобный опыт. У мужчин таких знакомых меньше — 29%.