«Медовый месяц» Трампа и Японии может оказаться очень коротким
Япония и США начали новый раунд двусторонних отношений чрезвычайно позитивно. Однако реальность может оказаться куда мрачнее. Главный объединяющий Вашингтон и Токио фактор – угрозы (в том числе военная) со стороны Китая. Но экономические проблемы Японии могут привести к тому, что она «упадет в объятия» Москвы.
Избранный президент США Дональд Трамп встретился с японским премьер-министром Синдзо Абэ, причем встреча произошла в нью-йоркской резиденции миллиардера – в Башне Трампа. Более того, слова Трампа намекают, что Абэ даже остановился у него дома на ночь.
Избранный президент США Дональд Трамп встретился с японским премьер-министром Синдзо Абэ, причем встреча произошла в нью-йоркской резиденции миллиардера – в Башне Трампа. Более того, слова Трампа намекают, что Абэ даже остановился у него дома на ночь.
Единственным недовольным в данном случае выступает японская общественность, которая устала от урезанного суверенитета страны и от американских военных баз на своей территории. Но для нее подготовлен подарок в виде возвращения Японии части территории на Окинаве, что позволит смягчить имеющееся недовольство, пусть даже на какое-то время.
Другой важнейшей – и куда более сложной – темой является экономика, в том числе судьба Транстихоокеанского торгового партнерства.
Япония является твердой сторонницей данного соглашения. Учитывая, что вот уже много лет японская экономика находится в состоянии стагнации, из которой у нее никак не получается выбраться, видимо, именно в ТТП японские корпорации и правительство видели шанс на изменение ситуации к лучшему. Японский парламент уже ратифицировал соглашение 10 ноября.
Однако буквально с момента победы Трампа на выборах проект Транстихоокеанского партнерства начал рассыпаться.
Сначала стало известно, что нет возможности провести ратификацию соглашения через американский парламент. При этом Трамп неоднократно публично заявлял свою категорически негативную позицию в отношении ТТП и намерение отказаться от него в случае избрания.
Затем Вьетнам приостановил ратификацию партнерства. А президент Перу предложил заменить ТТП соглашением с Россией и Китаем без США.
По сути, в данном вопросе у США и Японии отныне противоположные позиции, и если ТТП прекращает свое существование, так и не начавшись, Страна восходящего солнца явно будет пытаться добиться от своего «сюзерена» той или иной помощи в решении экономических проблем.
Причем у Токио есть внушительный козырь для переговоров с новой администрацией, привычный по нынешним временам – российский.
Между Россией и Японией последнее время идут переговоры по усилению экономического сотрудничества, причем речь идет о очень масштабных проектах. Страна фактически выходит из режима антироссийских санкций. Важнейшей темой для японцев является вхождение в российские проекты по доставке энергоносителей в дальневосточные страны, что для Страны восходящего солнца крайне актуально, учитывая острый энергодефицит в стране. Кроме того, Токио заинтересован во встраивании в создающиеся евроазиатские логистические маршруты, в частности рассматривается проект продления Транссибирской магистрали до Хоккайдо.
В результате новому американскому президенту и его администрации придется решать непростую дилемму. Трампу предстоит спасать американскую экономику, в частности реальный сектор. Вряд ли оказание помощи Японии, которая за последние десятилетия сама стала для Штатов дойной коровой (и Трамп рассчитывает, что она таковой и останется, что крайне не радует Токио), входит в его планы.
Однако военной угрозы со стороны Китая и не разрешенный территориальный конфликт с Россией может оказаться недостаточно, чтобы удержать вассала в верности и от сотрудничества с Москвой.
Если необходимая Японии поддержка не будет оказана, она действительно может вписаться в евразийские проекты России просто потому, что у нее не останется другого выбора, и стать еще одной «жертвой» мягкой силы Кремля.