Foreign Policy: Россия пересмотрела условия капитуляции в холодной войне
25 лет назад холодная война между СССР и США закончилась победой американцев и западной схемы управления государством: демократией, свободным рынком и соблюдением прав человека. Казалось, что этот тип правления — «самый лучший, самый стабильный и самый моральный». Но теперь, спустя четверть века, Владимиру Путину удалось пересмотреть результаты холодной войны, пишет в своей статье для американского издания The Foreign Policy журналистка Юлия Йоффе.
С крахом СССР в России началась «вестернизация». Политическую структуру страны переделывали на манер западных стран. Появилось более 100 различных партий. Была даже отдельная Партия любителей пива. Начался период свободной прессы, а экономика страны стала рыночной благодаря участию западных экспертов. Бизнесмены из стран Запада поспешили заработать в России деньги, но при этом принесли с собой новые методы ведения бизнеса. Российский рынок наводнили западные товары, а доллар стал самой популярной валютой.
Однако в то же время Россия быстро превратилась из сверхдержавы в страну «на задворках» геополитической арены. Ее перестали бояться и начали высмеивать, называя «страной пьяниц», «Буркина-Фасо с ракетами», «Нигерией со снегом» и «заправкой Китая». «Даже для самых ярых критиков Кремля среди россиян такое унижение было уже чересчур», — пишет Йоффе.
Многие консерваторы, в том числе Владимир Путин, жалели, что Россия пошла по западному пути. Они считали, что демократия — это неподходящая форма правления для страны из-за ее традиций и стремления к «величию, единству и подчинению отдельного гражданина сильному, централизованному государству».
Когда в 2000-х годах Джордж Буш начал политику свержения правительств и продвижения демократии — в том числе на Украине и в Грузии, — Владимир Путин опасался, что-то же самое США могут попытаться предпринять и в России. Тогда он начал ослаблять оппозицию и ограничивать свободу слова. И тем не менее в 2011 году в Москве начались массовые протесты.
Однако к декабрю 2016 года ситуация в корне изменилась. По словам Йоффе, Путину удалось пересмотреть условия «бескровного поражения Советского Союза». «Окончательным завершением 25-летнего периода западного морального превосходства стало заключение ЦРУ о том, что киберсолдаты Путина попытались повлиять на результаты президентских выборов в США в пользу Дональда Трампа», — пишет журналистка.
При этом целью была вовсе не победа Трампа. Россия хотела показать, что теперь она стала достаточно сильной державой и может повлиять на «самые важные выборы в самой важной стране мира». «Что же останется от морального превосходства Запада, если у вас получается провернуть такую рискованную авантюру, да еще и настолько успешно, что в итоге вам удается поспособствовать избранию нового президента США, который уже позиционирует себя как младшего партнера? И какой тип правления после этого лучше?» — задается вопросом Йоффе.
Запад четверть века насаждал России свои политическую и экономическую модели, и теперь Владимир Путин смог не только остановить этот процесс, но и обратить его вспять. «Годами он использовал спонсируемые Кремлем СМИ вроде RT, для того чтобы вести в Европе войну с самой идеей, поддающейся проверке и познанию правды», — пишет автор статьи. Он выделял средства лево- и праворадикальным партиям европейских стран, чтобы дестабилизировать политическую обстановку в Европе. В итоге Великобритания покидает ЕС, Франция вот-вот выберет пророссийского президента, а политическая карьера канцлера Германии Ангелы Меркель висит на волоске благодаря российским хакерам.
Однако настоящую победу Владимир Путин одержал в США. «Президентские выборы в США изобиловали теориями заговора в русском стиле, ложными новостями, нелепостью, и все это на фоне постоянного стратегически спланированного потока компромата. Другими словами, это были типичные выборы в России», — отмечает Йоффе.
В то же время Путин налаживал связи с традиционными союзниками США, такими как Израиль, Саудовская Аравия и Япония. Он пытался убедить их, что в мире уже не одна сверхдержава. «Теперь есть сверхдержава, которая не хочет исполнять свою роль, и еще одна, старая и хромающая, но которая при этом не боится быть решительной, даже если это ей дорого обойдется». «Потому что на этой неделе, 25 лет назад, Советский Союз проиграл холодную войну. И 25 лет спустя Россия пересмотрела условия капитуляции», — пишет Юлия Йоффе.