Формула сказки. Драматург о том, как заставить детей поверить в чудо
Каждый год актёр, драматург Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю.Лермонтова, заслуженный артист РСФСР Михаил Новаков пишет новые новогодние пьесы-сказки, которые ставят в Ставрополе, Бресте, Туле, Саратове, Комсомольске-на-Амуре и других городах страны. И так уже восемь лет. О том, как театр может сегодня заинтересовать современных детей, мэтр рассказал «АиФ-СК».
«Проверил» на внучке
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Принято считать, что создавать произведения для детей гораздо сложнее, нежели для взрослых...
Михаил Новаков: Как вам сказать... Одновременно и сложнее, и проще. Когда пишешь для маленьких зрителей, главное - чётко определиться с темой и идеей произведения. Нужно учитывать особенности детского возраста. Новогодний спектакль для детей немыслим без волшебства и превращений! А поскольку на него приходит детвора самых разных возрастов, сюжет должен быть захватывающий.
Такой, чтобы и взрослые не могли оторваться. Ведь им не меньше, чем детям, хочется верить в чудеса. Недаром много лет назад, когда я служил в другом театре, мы каждый год вечером 31 декабря показывали сказку для взрослых. В зале был аншлаг!
Но, конечно, развлекая, мы обязаны детей и воспитывать. Положительные и отрицательные герои в такой пьесе – это непременное условие. Они должны быть яркими, запоминающимися.
И добро непременно должно побеждать зло! Всегда хочется к Новому году порадовать детей какой-то свежей и необычной историей. Поэтому каждый год я пишу новую.
– Какая вам особенно дорога?
– Все! Они ведь для меня – как дети... Кстати, свои первые сказочные истории я «проверял» на своей любимой внучке Сашеньке. Она была самой благодарной моей слушательницей и вдохновительницей всех моих последующих сказок.
– В детском кино сейчас царит постмодернизм. Любимые сказки осовременены, в них - смешение времён и стилей. Неужели классические постановки дети уже не воспринимают?
– Я так не думаю. Вот, например, в Ставропольском академическом театре драмы им. Лермонтова много лет подряд идёт классический спектакль «Русалочка». В нём играет уже не первое поколение актёров. И современные дети, как их родители когда-то, с удовольствием его смотрят. Всё ведь зависит от профессионализма тех, кто спектакль создаёт. Иначе можно опуститься до примитивного уровня. Я и сам люблю «поэкспериментировать» с классическими персонажами. Есть, например, у меня новогодняя детская пьеса «Спящий красавец». А в прошлом году был спектакль про Красную Шапочку, в котором бабушку искали и Волк, и Колобок...
– Вы согласны, что кино для детей в нашей стране сегодня – в глубоком кризисе?
– Увы, режиссёров уровня Ролана Быкова и Александра Роу нет. Поэтому те немногочисленные отечественные фильмы для ребят, которые выходят на наши экраны, - подчас лишь жалкое подражание американской кинопродукции. Исключение, пожалуй, – только мультфильмы киностудии «Мельница».
Да и снимать кино для детей – очень дорого.
– Своего взрослого зрителя вы «выращиваете», привлекая с ранних лет отличными детскими постановками?
– Так и есть. Важно, чтобы в репертуаре были спектакли и для совсем маленьких, и для школьников, и для юношества. На них и подрастает тот самый зритель, который потом с удовольствием ходит на наши взрослые постановки, а после приводит и своих детей на наши сказки.
Где смена?
– Сегодня в России множество молодёжных театров. Могут ли их актеры прийти на смену представителям «старой школы»?
– Я и сам – руководитель студенческого театра «Грани» в Ставропольском педагогическом институте. Но как бы талантливы ни были играющие в студии юноши и девушки, это самодеятельное творчество. Наиболее способным из них рекомендую поступать в театральные учебные заведения и по-настоящему овладеть актёрской профессией. К таким школьным, студенческим и другим театральным самодеятельным коллективам я отношусь с уважением, ведь это пропаганда театрального искусства. В конечном итоге, всё это прививает любовь к профессиональному театру, привлекая зрителей в зал.