Весточка с фронта. О чём рассказали письма бойцов?
Оценивая уходящий год, можно отметить одно негромкое, но глубокое и значимое событие — это республиканская гражданская акция «Весточка с фронта».
Старт ей был дан в феврале в Региональном центре консервации и сохранности документов Национальной библиотеки УР, которая и стала её инициатором. Конец акции обозначили в ноябре, но предложение библиотеки реставрировать письма военных лет нашло неожиданно большой отклик, и акция вышла «из плана» — поэтому работу решено продолжить.
Статистика и контроль
Всё началось с частного обращения к специалистам Центра. Семья Вотинцевых попросила помочь сохранить семейную реликвию — фронтовые письма Ивана Петровича Вотинцева из д. Крестьянин Узинского сельсовета Старо-Зятцинского района (ныне Якшур-Бодьинского).
Специалисты с технической задачей справились: письма были реставрированы. И в процессе работы возникло понимание, что фронтовые письма — это особая ценность которую надо сохранить и для будущих поколений. Так родилась «Весточка с фронта», и оказалось, что в личных архивах жителей Удмуртии писем войны немало — люди хранят их как реликвии. За 10 месяцев 303 письма приняты на реставрацию, 241 письмо от 45 владельцев уже реставрировано. Часть писем из этого количества — на удмуртском языке. Много писем было принято от девяти районов нашей республики, через местные библиотеки, которые активно поддержали акцию.
Надо отметить, что люди нелегко отдают эти письма даже специалистам. Поэтому с каждым владельцем был заключен договор, письма принимались и отдавались под расписку. Ещё одно письменное согласие владельца касалось оцифровки этих писем и включения копий в электронную базу данных.
Работа рук
— Если у владельцев сохранилось более 10 документов периода войны, мы берём в один раз не более 5 из них, — говорит Светлана Исламовна Наговицына, заведующая Региональным центром консервации и сохранности документов НБ УР. — Есть письма в относительно хорошем состоянии, есть те, что уже распались на кусочки, есть со следами домашней реставрации (обклеенные скотчем), с которыми уже ничего нельзя сделать. Мы реставрируем даже клочок конверта с адресом — сегодня дорога каждая строчка от солдат войны.
Цель реставрации — сохранить бумагу, материальную основу документа. Её чистят, при возможности увлажняют, укрепляют, доставляют до формата листа. Бумага тех лет по качеству была очень плохой, дефицит её ощущался очень остро. Письма писали на обрывках, на тетрадных листках, на обёрточной бумаге — почтовая была доступна, в основном, офицерскому составу. Писали химическим и простым карандашами, чернилами разного качества, соответственно письма, написанные фиолетовыми чернилами сохранились лучше, чем синими. Конечно, и после реставрации есть плохо читаемые строки. Но текста реставраторы не касаются: его восстановить невозможно, дописывать нельзя. После реставрации письма передаются на оцифровку, и уже в электронной копии заметно, что не чёткий текст становится более читаемым. Такую копию владельцы получают на свою флешку, а письма им возвращают в конверте из бескислотной бумаги. Это современный материал из чистой целлюлозы нейтрален по химическому составу, свето- и биостойкий, и такой конверт обеспечивает при нужной температуре и влажности бесконечное хранение своего содержимого. Вместе с конвертом владелец получает консультацию, как правильно хранить восстановленные письма.
Кстати, реставрация одного документа обходится почти в 1000 рублей, но в рамках акции «Весточка с фронта» для жителей республики она бесплатна — благодаря спонсору АО «Белкамнефть». Согласитесь, эту помощь трудно переоценить.
Работа души
Реставрация писем увеличила нагрузку на специалистов Центра. Но труднее оказалось другое.
— К этой акции я отношусь с особым трепетом, — говорит Светлана Исламовна. — Я росла в то время, когда всё связанное с войной было ещё близко и дорого, свежо и ранимо. Поэтому письма, с которыми я работала, задевают душу, впрочем, все сотрудники нашего центра с волнением, интересом, желанием занимались реставрацией. Мне запомнилось письмо молодого солдата, написанное в феврале 1945 года, почти в конце войны. Он радостно пишет матери, что у него есть две награды, и верит, что будут ещё. Через месяц он погиб — домой пришла похоронка с указанием города, где он погребен, а в памяти остаются его слова: «Пока до свидания, мамочка!»
Большая часть обратившихся к нам — люди пожилые, часто одинокие, им хочется рассказать о своих письмах. В их истории — и слёзы, и радость, и печаль. Конечно, мы выслушиваем каждого, нельзя просто принять письмо и выпроводить человека.
Все принятые письма требуют отдельного изучения. Мы такую цель не ставим, у нас другая работа, но многое бросается в глаза. Мало писем с фронта на фронт, где могли воевать члены одной семьи. Возможно, эта переписка пропадала в условиях войны. Многие письма домой написаны в спешке, в краткие минуты затишья, а те, что написаны с июня по август 1941 года, представляют особую ценность: военная цензура работать начала позже, и солдаты ещё указывали местонахождение своей воинской части, описывали отступления.
Содержание писем примерно однотипно: в них обращения сразу ко многим родным людям, краткое описание военных будней, приветы знакомым. Стиль писем также одинаков. И на этом фоне поражает архив одного из владельцев, состоящий из шести десятков писем с фронта, присланных любимой девушке: это удивительно нежные, поэтичные, написанные красивым почерком строчки. Их автор погиб, а девушка сохранила все письма и верность ему, отвергнув предложения других претендентов.
За время акции обращения были не только с письмами, но и с различными документами: это удостоверения, извещения, свидетельства. Из них мы узнали о молодой паре — медсестре и старшем лейтенанте, что решили пожениться на фронте. Появился приказ о разрешении брака, характеристика на невесту (с перечислением её заслуг), а потом свидетельство о рождении ребёнка. Их малыш появился уже в Ижевске.
Среди разных писем запомнилось слова комиссара вдове погибшего солдата — он писал, что смерть за Родину облегчает горечь утраты. Письмо было очень патриотичное, но без пафоса и с глубокой верой в сказанное. Умеем ли мы так говорить о родине?.. Акция «Весточка с фронта» переходит в 2017 год, и это замечательно — она несёт огромный духовный смысл, столь нужный нам сегодня.