Последний поклон страны
В фойе главного здания министерства иностранных дел, совсем рядом с гробом убитого в Турции Андрея Карлова висела большая памятная доска «Сотрудникам МИД, погибшим при исполнении служебных обязанностей». К утру четверга на ней в самом низу уже появилась свежая фамилия «Карлов А.Г. - 2016». Застреленный в Анкаре посол стал одиннадцатым российским мидовцем в этом печальном списке.
Возле гроба в первом ряду сидели родные дипломата - мама Мария Александровна, жена Марина и сын Геннадий. И если сын, тоже дипломат, служащий в посольстве в КНДР, держался, то на маму смотреть было просто невозможно. Как невозможно было представить, как они пережили последние четыре дня.
В МИД на гражданскую панихиду пускали лишь родных и друзей Карлова, сотрудников министерства и официальных лиц. Холмик из роз и гвоздик перед портретом у подножия гроба рос и рос. Прошли лидеры парламентских фракций, Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, Дмитрий Медведев, промелькнул глава СВР Сергей Нарышкин, положил букет помощник президента Юрий Ушаков.
Сергей Лавров, постояв у гроба, подошел к семье дипломата и передал сыну Звезду Героя России, которой Андрей Карлов был награжден в среду. Сын аккуратно водрузил бордовую коробочку на подушку в ногах отца.
- Андрей Геннадьевич погиб на боевом посту, - подошел к микрофону Лавров, но было видно, что ему совсем ничего не хочется говорить в такой момент. Но говорить было нужно. - Он стал жертвой гнусного террористического акта. Андрей любил жизнь, он любил свою работу.
Стало понятно, что про живого Карлова Лаврову говорить намного легче, чем про убитого.
- Я видел его буквально три недели назад, когда мы проводили очередное мероприятие в Аланьев, - вспомнил министр. - Где бы он ни работал, везде коллеги и зарубежные партнеры отмечали его высочайший профессионализм и человеческие качества — доброту, отзывчивость, абсолютно несвойственные привычному образу чиновника.
Владимир Путин приехал в МИД как раз в то время, когда должна была начаться перенесенная им Большая пресс-конференция. Но проститься с Андреем Карловым президент страны счел более важным, поэтому пресс-конференцию сдвинули на сутки, а сам он с букетом бордовых роз стоял перед гробом дипломата.
Он посидел немного на тех самых стульях, поговорил с женой посла и сыном, потом попрощался и вышел. Не тот это был миг, чтобы что-то еще говорить.
И тут наступил самый тяжелый момент. Официальные лица ушли, венки убрали, выносили цветы. Семья осталась одна перед гробом. Мама и жена подошли к телу и просто начали плакать навзрыд. Как и не было ни стен МИДа вокруг, ни президента только что, ни предстоящего еще отпевания в Храме Христа Спасителя, ни ледяного Химкинского кладбища впереди. А было только одно вечное в таких случаях человеческое горе, которое не вытеснить ни высшим вниманием, ни наградами, ни благодарностью страны. Ничем.
Патриарх Кирилл: Мученическая кончина посла Карлова обессмертила его имя
Из здания МИДа гроб с телом убитого в Турции российского посла Андрея Карлова доставили в храм Христа Спасителя на отпевание. Совершал его Патриарх Кирилл, знавший покойного лично: 10 лет назад он венчал Андрея Геннадьевича и его жену Марину в Троицком соборе Пхеньяна (тот тогда служил послом в КНДР), а в 2009 году они встречались уже в Турции во время первого визита Святейшего в Константинопольский патриархат в сане Патриарха.
Внесли гроб в храм на Волхонке по традиции под звон колоколов.
- Господь судил мне встретиться с Андреем Геннадьевичем в связи с очень необычным поводом. При его непосредственном участии в КНДР был построен православный храм. Первый христианский храм и единственный в этой стране. Он был человеком всецело отдавшимся этим трудам, - поделился предстоятель Русской православной церкви. - Андрей Геннадьевич мне сказал: "При любых обстоятельствах храм будет местом молитвы". И одним из первых богослужений в нем было венчание господина посла и его супруги. Приход зажил своей жизнью...Мы встречались много раз. Знаю, как он стремился построить православный храм в Анкаре. Он не был узким мидовским специалистом, не работал в рамках узких инструкций. Он ясно понимал, что нужно, чтобы отношения России с другими государствами включали и духовную сферу. Благодарю почившего за это видение, это понимание смысла межгосударственных отношений, а лучше сказать - отношений между народами. Жизнь его завершилась трагически. Он войдет в историю как посол, погибший на боевом посту. Таких у нас совсем немного, он будет среди этих героев навсегда. В человеческих жизненных категориях эта кончина его обессмертила.
Слова Святейшего о бессмертии души были призваны утешить стоящих у гроба близких и коллег дипломата. Были среди них и иностранные - например, посол ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас.
-То, что представляется трагическим для нас, окружающих гроб, не является трагедией для него самого - его бессмертная душа сейчас вместе с нами. Тот мир существует, а если бы не было так, то потерялся бы смысл человеческой жизни. Помолимся об упокоении его души, - призвал Патриарх.
Провожали подло убитого террористом посла под погребальный перезвон.
В этот скорбный день колокола звонят и в далекой Северной Корее.
-Обещаю, в день, когда тебя положат в землю, над Пхеньяном будут звучать колокола православного храма Святой Живоначальной Троицы, который ты здесь строил и где Святейший венчал вас с Мариной. А я держал над твоей головой венец с ликом Спасителя, - написал на странице посольства в Фейсбуке посол России в КНДР Александр Мацегора.
В посольствах России по всему миру приспущены флаги и открыты книги соболезнований.