Россияне пьют и одеваются нелегально
Каждый десятый товар, продаваемый в России, является подделкой. Общий объем оборота нелегальной продукции на потребительском рынке в прошлом году составил примерно 2,5 трлн рублей. Об этом свидетельствуют результаты исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенного по заказу ассоциации производителей "Русбренд".
Рейд по выявлению контрафакта на вещевом рынке. Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС
Эксперты проанализировали рынки продовольственных товаров, алкогольной продукции, табачных изделий, изделий легкой промышленности, парфюмерии и косметики, предметов личной гигиены и чистящих и моющих средств. Выяснилось, что доля контрафакта в общем обороте розничной торговли составила примерно 9%, а в обороте исследованных рынков - около 15%.
Самая высокая доля подделок оказалась на рынке алкогольной продукции (примерно 40%) и в легкой промышленности (35%). За ними следуют рынки парфюмерии и косметики (20%), продовольствия (10%). Для товаров личной гигиены, чистящих средств и табака количество нелегальных товаров не превысило 4 - 5%.
Незаконная продукция поступает на российский рынок как из-за рубежа (серый импорт, контрафакт), так и производится внутри страны (неучтенное производство). При этом контроль со стороны правоохранительных органов менее строг, чем со стороны таможни, так что в последнее время "серых" товаров российского производства на рынке становится все больше, а число импортных постепенно сокращается.
Отечественные подпольщики растут и развиваются вместе с сектором легального производства, отмечают аналитики ВШЭ. Постепенно происходит переход от кустарного производства к промышленному, растет качество поддельных товаров. Чаще всего в подпольных цехах изготовляют спиртное, табак, одежду. Нелегалов стимулируют снижение объемов внешней торговли и пресловутый курс на импортозамещение, а также удешевление производства из-за падения курса рубля и распродажи оборудования предпринимателями, ушедшими с рынков.
Реальные располагаемые доходы населения вот уже третий год подряд демонстрируют отрицательную динамику. Поэтому потребители стали менее требовательно относиться к происхождению и качеству товаров.
Авторы исследования отмечают, что низкие цены не всегда выступают надежным индикатором контрафакта. Зачастую стоимость оригинала и "реплики" может отличаться в два-три раза, иногда эта разница доходит до 10 раз. Но по многим товарам ценовые отличия составляют всего 10-15%, а иногда подделка стоит даже дороже законно произведенной продукции. Выставляя на свои товары высокую цену, кустари пытаются "замаскировать" ее под оригинал, понимая, что потребитель заподозрит неладное, заметив слишком дешевую продукцию.
Политика государства в борьбе с незаконной продукцией должна учитывать несколько факторов, считают аналитики ВШЭ. Прежде всего, не стоит резко повышать акцизы: жесткая фискальная политика стимулирует рост незаконного оборота. К тому же акцизная политика государств, входящих в ЕАЭС, не гармонизирована, так что на российский рынок все равно рекой текут товары из сопредельных республик, где акцизные ставки ниже.
Куда эффективнее придерживаться простых и понятных правил: обеспечивать прозрачные и предсказуемые условия для легального бизнеса, принимать точечные меры борьбы с нарушителями, а также повышать действенность уже существующих норм. Кроме того, законодатели должны задуматься об ужесточении ответственности за незаконный оборот продукции, глобальным корпорациям следует локализовывать производство, а крупная сетевая розница должна проявить заинтересованность в очищении рынка от контрафакта.
Исследователи полагают, что вводимая сейчас маркировка товаров принесет пользу. Вместе с тем, они указывают, что само по себе наклеивание ярлыков - не панацея, к тому же применение маркировки может привести к удорожанию продукции.