Дунай не остановился, а небо не упало: о силе русского духа
Автор: solvi.
226 лет назад в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. наши войска под командованием Александра Васильевича Суворова 11-го по старому и 22/24 декабря по новому стилю 1790 года взяли турецкую крепость Измаил и одержали одну из самых ярких побед в истории России.
Ранее в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. победа России открыла выход к Чёрному морю. Но по условиям Кючук-Кайнарджийского договора крепость Измаил, с 1711 года служившая базой русской Дунайской флотилии, осталась за Турцией.
В 1787 г. Турция, поддерживаемая Англией, Францией и Пруссией, потребовала от России пересмотра договора с целью возврата Крыма, отказа от покровительства Грузии, осмотра русских торговых судов, проходящих через Босфор и Дарданеллы. Получив отказ, 12 (23) августа 1787 года Турция начала военные действия.
России нужна была победа, чтобы принудить Оттоманскую Порту первой искать мира и отказаться от планов агрессии. Без взятия крепости Измаил о победоносном завершении войны нельзя было и думать.
Измаильская крепость была ключевым объектом турецкой обороны и, находясь на левом берегу Килийского рукава Дуная, прикрывала важнейшие стратегические направления. Падение Измаила создавало возможность прорыва русских войск за Дунай в Добруджу, что грозило туркам потерей огромных территорий и даже частичным развалом империи. Готовясь к войне с России, Турция максимально укрепила Измаил. Фортификационными работами занимались лучшие немецкие и французские военные инженеры. Крепость стала одной из самых мощных в Европе. Такие цитадели считались неприступными. Высокий вал, крепостной ров шириной 12 и глубиной до 10 метров, заполненный в некоторых местах водой на глубину до 2 м. Гарнизон насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий. Комендантом крепости был один из опытнейших турецких военачальников Айдос Мехмет-паша. Русские войска насчитывали 31 тыс. человек и свыше 500 орудий.
Лорд Байрон писал:
«Тот город Измаил. На левом берегу
Протока левого стоял он над Дунаем.
Дома восточные, но крепость, не солгу,-
Перворазрядная, второй такой не знаем.»
Суворов после осмотра Измаила заключил: «Крепость без слабых мест». Чтобы имитировать подготовку к длительной осаде, в 300-400 м от крепости были построены осадные батареи, а для маскировки начала атаки в течение нескольких ночей до штурма пускались ракеты. Закончив за 6 дней подготовку штурма, 7 (18) декабря Суворов направил на имя командующего турецкими войсками Айдозли-Мехмет-паши ультиматум с требованием сдать крепость во избежание напрасного кровопролития. Ответ сераскира был таков: «Скорей Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил«. После отказа турок капитулировать, крепость подверглась двухдневному артобстрелу.
На военном совете накануне штурма Суворов сказал: «Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала. Нам остается, в третий раз, или победить, или умереть со славою. Правда, что затруднения велики: крепость сильна, гарнизон — целая армия, но ничто не устоит против русского оружия. Мы сильны и уверены в себе. Напрасно турки считают себя безопасными за своими стенами. Мы покажем им, что наши воины и там найдут их. Отступление от Измаила могло бы подавить дух наших войск и возбудить надежды турок и союзников их. Если же мы покорим Измаил — кто осмелится противостоять нам? Я решился овладеть этою крепостью, либо погибнуть под ее стенами». В конце военного совета Суворов сказал: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа либо славная смерть». Участь Измаила была решена.
В пять с половиной часов по полуночи русская армия начала штурм. После стремительного захвата важнейших укреплений нашими войсками, завязались упорные уличные бои. Жестокая битва продолжалась в ходе штурма одиннадцать часов и прекратилась только тогда, когда русские по грудам неприятельских трупов смогли овладеть последним строением, мужественно защищаемым вторым комендантом города, пашой Ибрагимом. В 4 часа пополудни все было кончено, и Суворов донес Потемкину: «Российские знамена развеваются на твердынях Измаила».
При штурме Измаила особо отличилась колонна генерала Михаила Илларионовича Кутузова, взявшая Килийские ворота. За умелое руководство боем и личную храбрость Суворов назначил М. Кутузова комендантом города. Гарнизон Измаила потерял при штурме 26 тысяч убитыми и 9 тысяч ранеными, русские войска – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч ранеными.
Взятие Измаила явилось выдающимся образцом ускоренной атаки крепостей комбинированными действиями сухопутных войск и речного флота, в результате чего была уничтожена армия численно превосходящего противника. Успех штурма обеспечили внезапность действий, тщательность и скрытность подготовки войск, одновременность удара всех колонн и тесное согласование действий между ними. Армия, взявшая Измаил, по численности уступала гарнизону крепости — случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства.
Победа над Измаилом изменила стратегическую обстановку в пользу России, вынудив Турцию к переговорам о мире. В 1792 году между россией и Турцией был заключен Ясский мир, который подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по реке Днестр. Таким образом все северное Причерноморье от Днестра до Кубани закреплялось за Россией.
В своем рапорте А.В. Суворов писал: «Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят… Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения».
Выдающейся победе русского оружия Гавриил Романович Державин посвятил гимн «Гром победы, раздавайся!»,считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.
Ныне Измаил – город в Одесской области Украины.
Автор: solvi, постоянная ссылка на статью.
Дополнительные метки: Крым, Кубань, Суворов, Турция, Украина.
Для читателей нашего блога: рекомендации и ЧаВО.