Советская "плазменная пушка" снова встанет в строй
Научно-производственное объединение машиностроения (НПО Маш) собирается передать ряду ведущих вузов России установку для создания плазмы, которую еще во времена СССР разработали для крылатых ракет "Метеорит".
Фото: Global Look
В конце 70-х годов прошлого века военные по обе стороны фронта "холодной войны" сделали ставку на крылатые ракеты в качестве средства преодоления противовоздушной обороны противника, без захода в зону действия его средств ПВО. Для этого проектировщики вооружений сосредоточились на достижении скорости полета ракет в 3-4 раза выше звуковой и на возможности совершать полет в разном диапазоне высот с возможностью огибания рельефа местности. Крылатые ракеты той эпохи представляли собой достаточно габаритные изделия, сопоставимые по размерам с реактивными самолетами первого послевоенного поколения.
По информации военно-технического эксперта Михаила Кардашева, ключевое значение для повышения возможностей ракеты по прорыву ПВО имело достижение низкого уровня радиолокационной заметности. Дело в том, что во времена создания "Метеорита" системы обнаружения могли засечь летящую к цели ракету только на встречном курсе. Во фронтальной плоскости самыми уязвимыми частями "Метеорита", как и других его аналогов были лопатки реактивного двигателя и крылья, которые работали как уголковые отражатели. В качестве технологии снижения радиозаметности была создана новая, не имевшая мировых аналогов, специальная электронная установка. Именно ее в просторечии и назвали "плазменной пушкой".
Плазма — это ионизованный квазинейтральный газ. Принцип ее действия основывался на эффекте поглощения внешнего электромагнитного излучения. При ее создании использовались наработки по маскировке космических аппаратов, летящих на высоте 100 и более километров. Работу проводило НИИ тепловых процессов под руководством члена-корреспондента АН СССР Виталия Иевлева. Конструкторам пришлось решать целый ряд новых задач – где разместить оборудование на ракете, разместить источники питания достаточно компактные и мощные, которые н повлияли бы на массу взрывчатого вещества. Эти проблемы удалось решить, установка была создана и прошла полный комплекс стендовых и натурных летных испытаний. В ходе летных испытаний ракеты "Метеорит" выяснилось, что при включении "плазменной пушки" на экранах радиолокационных станций, которые использовались в системе ПВО наблюдались уменьшение яркости отметки цели, неустойчивое сопровождение и пропадание отметки.
Снижение радиолокационной заметности ракеты также обеспечивалось за счет использования внутри канала воздухозаборника двигателя специальной переотражающей решетки.
С точки зрения освоения новых технологий работы по "Метеориту" дали много интересных результатов, однако на практике оказалось, что плазменная защита хоть и обеспечивает снижение заметности, но не сильно влияет на повышение боевых свойств оружия. В армиях США и стран НАТО к тому времени появились локаторы, которые были способны облучать цель сигналом, отраженным от ионосферы, а в этом случае маскирующий эффект не работал, поскольку в горизонтальной плоскости ракета имеет достаточную радиоотражающую поверхность. Поэтому дальнейшие работы по теме были свернуты.
На современном этапе развития, конструкторы делают ставку на гиперзвуковой прорыв к цели. В этом режиме полета вокруг летящего объекта облако плазмы образуется за счет высокой скорости, и ракета так же теряется с экранов радаров.
Вместе с тем, наработки по созданию искусственных генераторов плазмы получили сегодня развитие. При создании истребителей пятого поколения в разных странах рассматривается вариант применения ионизирующих установок для снижения заметности реактивных машин. Оказалось, что с помощью плазменных генераторов можно изменять физические свойства воздуха – он становится более разряженным, что позволяет объектам двигаться с большими скоростями, при сохранении тех же характеристик мощности силовой установки. Например, если фюзеляж самолета покрыть небольшим плазменным слоем, он гораздо легче сможет достигать гиперзвуковых скоростей и активно маневрировать в таком режиме полета. По информации из Китая, использовать такую технологий на своем новейшем истребителе пятого поколения Чэнду J-20. Есть сведения, что аналогичные эксперименты идут и на российском истребителе пятого поколения Перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА) - Т-50.
Есть и еще одна сфера применения плазменных установок, которую на экспериментальном уровне отрабатывали в СССР. Так, еще в 60-е годы прошлого века под руководством советского физика Римилия Авраменко были созданы генераторы, которые могли уничтожать летящие к цели боеголовки. Эффект был основан на принципе микроволновой печи. С помощью антенных полей удавалось сфокусировать пучок сверхвысокочастотного излучения, которое губительно воздействует на все попавшие в эту зону предметы. К сожалению, дальше натурных опытов в СССР дело так и не пошло – проект показался слишком амбициозным.
В США тоже инженеры тоже занимались этой тематикой. Так, на Аляске была построена станция HAARP цель которой, по официальным заявлениям состоит в исследовании атмосферных эффектов. Принцип ее действия такой же, как и у антенных полей Авраменко. Пока проводятся только эксперименты с изменением температуры небольшого участка атмосферы, но не исключено, что в ближайшее время могут начаться опыты и по использования HAARP в интересах ПРО.