Школа мужей и жён. Как в Набережных Челнах учат жить в браке
Семья как структура переживает кризис - не зря Татарстан пытается на законодательном уровне усложнить процедуру разводов.
В Челнах эту работу начали ещё раньше: в 2013 году в городе приняли программу, которую на общественных началах осуществляет группа энтузиастов. И ряды их не редеют.
О городском проекте «Семейная политика» рассказывает его руководитель заслуженный врач Татарстана, вырастивший троих детей, Александр Зотов.
Сто браков – 98 разводов
- Александр Николаевич, вы 30 лет были главным педиатром горздрава, 25 лет у руля скаутского движения в Челнах. А к необходимости внедрения специальных мер по защите семьи как пришли?
- Через вопросы детского здоровья. Это лакмусовая бумажка: болезнями они часто реагируют на неблагоприятный климат в семье. Но не всегда у родителей есть ресурсы, чтобы что-то изменить.
Нужно дать опору, которая поможет семье устоять на крутых поворотах.
Причём надо помогать не только в разгар семейного кризиса, но и вне его. Например, наладить совместное времяпрепровождение родителей и детей - предложить ещё что-то, кроме выходов в торговые центры по воскресеньям.
В 2002 году на 100 браков в Челнах приходилось 98 разводов. В прошлые годы благодаря усилиям многих служб города - администрации, ЗАГСа, ведомства образования, социальных служб - снизили эту цифру почти в два раза.
- «Врагов» у семьи много, но что особенно разрушительно действует в последнее время?
- Сосредоточенность на материальном. Все хотим переплюнуть соседа, постоянно в стрессе, потому что у нас ожидание больших успехов от себя, мужей-жён, детей. Сейчас же ситуацию обострил кризис, а в моногородах семьи особенно уязвимы при экономических катаклизмах.
Кризисы кризисами, а детство наших детей не повторится.Много ли у вас времени спокойно поговорить с ребёнком о чём-то, кроме бытовых вопросов? Опросы показали - несколько минут в день. Да не может быть, говорят нам папы-мамы, мы же всё время на телефоне. А вы послушайте, что спрашиваете, - что поел, как оделся, выучил ли математику. Так это не забота, а гиперопека.
Передумали
- У вас получилось организовать не разовое, а системное обучение с большим количеством людей. Челнинских специалистов, ведущих семейную программу, несколько раз приглашали для обмена опытом в Госдуму России. Как построена работа?
- Она имеет несколько уровней. Первый - работа с семьёй ещё до её создания. Каждую неделю во Дворце торжеств при ЗАГСе собирается 20-30 пар (а сначала их было 3-5), перед которыми выступают психологи и врачи. Проблемы в браке можно разобрать в Школе мужа и жены - тоже при ЗАГСе. Её прошли за три года более 100 семейных пар.
А если всё-таки появились мысли о разводе, то можно проконсультироваться у медиатора - анонимно, бесплатно и добровольно.
Как говорит психолог Елена Зобнина, ведущая эту работу, к желанию развестись приводят не глобальные нестыковки, а мелкие обиды и недомолвки, неумение слышать друг друга. Основная доля разводов случается у пар, проживших от 1 до 5 лет, сказывается неопытность пары. Медиатор помогает договориться по сложным вопросам и учит правмльно ссориться. После работы с психологом откладывает решение о разводе каждая третья пара.
Хочу отметить, что все специалисты работают бесплатно, за идею. Просто подобрались такие люди, которые хотят делать что-то важное.
Чужих нет
- Отдельного упоминания заслуживает челнинский Союз отцов, опыт которого перенимают не только другие города, но и регионы.
- Да, очень эффективный проект получился («АиФ-Казань» публиковал интервью с его руководителем Юрием Солёновым).
А сподвигла на создание организации тоже острая проблема – отстранение пап от воспитания детей. Ведь разводы чем плохи? Тем, что ребёнок чаще всего воспитывается только мамой и бабушкой. К тому же мы сегодня живём не общинно, семьи сегодня всё больше изолируются, каждый в своей коробочке, между работой, уроками и кухонной плитой. Насколько сужается мир для ребёнка!
Да и в полных семьях роль многих мужчин сузилась, свелась к роли финансового источника. А ведь они хотели бы больше общаться с детьми, им только нужны подходы, а может, и общество таких, как они. Союз начался с Парада отцов в 2010 году: несколько успешных пап вышли на сцену с детьми. Пару лет назад, к примеру, поднялся на трибуну челнинец, который, будучи без ног, один воспитал двоих детей. За 6 лет в Параде отцов приняли участие больше тысячи пап.
Спустя четыре года начали проводить большой Марш отцов, своего рода мастер-класс, как можно проводить время с чадами. Папы и дети гоняли мяч, лазили по верёвочному парку, тянули машины.
Пару недель назад стартовал «Отцовский квест». В течение 21 дня 30 отцов каждые три дня получают задание, которое они должны обязательно выполнять вместе с ребёнком. Сделать доброе дело, сходить всей семьёй в зимний поход, ввести новую семейную традицию и т. д. Число участников мероприятий Союза отцов с каждым годом увеличивается кратно.
Один из принципов Союза отцов и объединения скаутов в Челнах - «Нет чужих детей, есть окружение моего ребёнка». Упрощённо: пошёл с детьми в музей - возьми соседского мальчишку.
- А как появился Университет для родителей?
- В городском дворце детского творчества родители собирались в течение нескольких лет - поговорить с интересными людьми. А однажды два года назад пригласили гинекологов, педиатров и специалистов по семье. Разговор получился очень интересным, поэтому имел продолжение на несколько лет. Если на еженедельные субботние занятия приходили единицы пап и мам, то сейчас бывает и больше сотни.
- Вопрос, вести или не вести в школе предмет «Этика и психология семейной жизни», все ёще обсуждается, а в Челнах взяли и начали проводить семьеведение.
- Да, ведь не каждый станет врачом или учителем, а вот папой и мамой - обязательно. Одна из главных проблем – подготовка специалистов. Их не хватает, и поэтому сначала обучают семьеведению студентов-педагогов, они идут к старшеклассникам на факультатив. У школьников глаза горят, так им это интересно. Потому что жизненно!