Почему антидепрессанты не улучшают здоровье людей
Популярность антидепрессантов и других психиатрических препаратов в мире продолжает расти огромными темпами. Однако ученые считают, что таблетки – не панацея. О том, что они думают о современной фармакологии и как предлагают изменить ситуацию, – в материале «Йода».
Корреспондент издания Scientific American Сара Г. Миллер в одной из своих публикаций отмечает, что каждый шестой житель Америки принимает психиатрический препарат – и количество их только растет. Так, например, за два года уже почти 17% американцев стали принимать по крайней мере одно психиатрическое лекарственное средство против 10%: это антидепрессанты, седативные, снотворные, успокаивающие препараты. Статистики потребления аналогичных лекарств в России не существует, однако известно, что порядка 25-30% населения страдают психическими расстройствами, а, следовательно, являются и потенциальными (или реальными) потребителями перечисленных выше классов препаратов.
В целом, можно предположить, что рост популярности этого типа лекарств должен положительно отразиться на психическом здоровьи населения, но это не так. Эдмунд Хиггинс, профессор психиатрии Медицинского университета Южной Каролины, признает «неудобную правду» – психическое здоровье американцев ухудшилось. Ученый констатирует: «Ущерб, наносимый психическими расстройствами, возрос за последние 20 лет, в то время как другие серьезные проблемы стали более контролируемыми. Количество самоубийств на тысячу человек достигло своего исторического максимума в диапазоне 30 лет. Злоупотребление алкоголем и наркотиками стало настоящей эпидемией. Процент инвалидностей как итога психического расстройства вырос с 1980 года, и департамент по делам ветеранов США изо всех сил пытается сдержать волну пост-травматического стрессового расстройства».
Хиггинс утверждает, что отсутствие точности и объективности диагностики и лечения психических расстройств сдерживает прогресс. Необходимы новые стратегии исследований и профилактики, чтобы двигаться вперед. При наличии в краткосрочной перспективе «историй успеха» в лечении психических расстройств, в долгосрочной перспективе статистика показывает отсутствие пользы и даже вред. Эту тревожную мысль сформулировал журналист Роберт Уитакер в своей книге «Анатомия эпидемии» в 2011 году, и с этого времени теория всерьез обсуждается рядом научно-популярных изданий. Эта проблема не имеет однозначного решения: что первично – рост заболеваемости значительно превышает возможности медицины или несовершенная фармакология провоцирует еще больший рост численности психиатрических диагнозов? Усложняется ситуация еще и потому, что невозможно с точностью сказать, существует ли на данный момент хотя бы один стопроцентно эффективный способ лечения сложных психических заболеваний. Точно так же нет уверенности в том, что медицина хорошо понимает суть заболевания как такового. Любое расстройство психики, даже легкое – это комплекс эмоциональных, физических и биохимических процессов, на который, в свою очередь, влияет психоэмоциональный анамнез, наследственность и личная история жизни каждого пациента. Кроме того, не стоит забывать, что за последние 30 лет мир изменился сильнее, чем когда-либо за всю историю человечества в аналогичном диапазоне. Стремительное развитие технологий меняет способы потребления информации, и это колоссальным образом влияет на психическое здоровье новых поколений, порождая волну депрессий, тревожных и психотических расстройств. И это еще раз подтверждает тезис о том, что современная фармакология не успевает обновлять арсенал действующих в новых условиях препаратов, точно также как и психиатрия в целом не успевает разрабатывать новые методы терапии пациентов, которые живут в современном мире, наполненном стрессами.
Для сохранения психического здоровья требуются иные инструменты: это могут быть превентивные меры, предупреждающие заболевания, а не лечащие симптомы, когда человек уже получил диагноз. Ведь до сих пор психические заболевания окружены ореолом мифов, предрассудков, страхов, и, возможно, понимание на элементарном бытовом уровне предпосылок их развития и элементарная психологическая профилактика – борьба со стрессами, занятия спортом, практика медитаций и осознанности, просветительская информация о работе сознания, эмоций и психики – могут помочь в борьбе с эпидемией.