Ход конём. "Ростех" придумал, как обойти санкционные ловушки в Ираке
Что бы ни говорили топ-менеджеры российских госкорпораций о том, что санкции США не оказали на них никакого давления, это не совсем так. А, например, для "Ростеха" совсем не так. В декабре 2015 года одна из крупнейших российских госкорпораций вместе с чередой своих "дочек" вошла в блэк-лист Казначейства США. Попадание в этот "хит-парад" принесло компании запрет на привлечение американских кредитов на срок более чем в 30 дней, а также табу на различные финансовые операции с партнёрами из Штатов.
Это привело к ухудшению финансового положения "Технопромэкспорта" (ТПЭ) — компании, которая занимается реконструкцией одной из крупнейших в Ираке ТЭС — "Харта", об этом рассказал Лайфу его представитель.
Хотя у компании заказов хватает (согласно её собственным сведениям, она сейчас строит 14 объектов в России и за её пределами), вероятно, дополнительные средства ей не помешали бы. Один из важнейших проектов ТПЭ за рубежом — реконструкция теплоэлектростанции "Харта" в Ираке — является для неё полностью убыточным. Ближневосточные партнёры вот уже год задерживают оплату проделанной работы, говорит знакомый с ходом реконструкции источник Лайфа.
— В итоге проект фактически встал, и теперь непонятно, когда будет закончен, — утверждает он.
Изначально восстановление под ключ двух энергоблоков (каждый по 200 МВт), которым там занимается ТПЭ, должно было завершиться через 30 месяцев после вступления контракта в силу, рапортовала сама компания накануне подписания злополучного соглашения в 2009 году. С учётом того что к работам "Технопромэкспорт" приступил в 2010-м, договор должен был быть выполнен ещё в 2012–2013 гг.
— Если оплата будет задерживаться и дальше, то проект, вполне вероятно, не удастся завершить даже в 2017 году. Более того, компания элементарно может недотерпеть и закрыться, — жалуется источник.
Несмотря на такие мрачные перспективы, "Ростех" не намерен уходить с иракского рынка. Выполнить свои обязательства перед "не платящим клиентом", да ещё и силами своей теперь уже не совсем финансово состоятельной дочки госкорпорация решила путём хитрости.
Как выяснил Лайф, лицензию на ведение работ было решено просто переоформить на другое принадлежащее "Ростеху" юрлицо, которое не подпадает под американские санкции. Вероятнее всего, это будет ООО "Инжиниринговая компания Технопромэкспорт" (ИК ТПЭ). Как и ТПЭ, новая компания тоже "заточена" на продажу и установку энергооборудования, свидетельствует "СПАРК-Интерфакс". Но у неё, по планам боссов "Ростеха", должна появиться возможность привлекать выгодные западные кредиты.
Руководство республики не против такой замены, утверждает близкий к ситуации собеседник Лайфа. Даже более того, Багдад предлагает "Ростеху" взяться ещё за несколько проектов реконструкции разрушенных войнами ТЭС "Юсифия" (находится недалеко от столицы. ТПЭ уже вёл её реконструкцию, но проект пришлось отложить в связи с американской кампанией 2004 года), ТЭС "Дибис"(недалеко от города Киркук, сейчас под контролем террористов) и ТЭС "Удхем".
Но вряд ли "Ростех" заинтересуется предложением, пока не получит деньги по уже реализуемому проекту "Харты", считает источник Лайфа в корпорации.
— Никакой гарантии, что долга не будет хотя бы по этим проектам, нет. По той же "Юсифии" иракцы до сих пор остаются нам должны $3,4 млн. Впрочем, мы от проектов не отказываемся и пока оставляем их "на потом", — заверил он Лайф.
Огромную часть бюджета Ирака ещё с 2014 года съедает война с ИГИЛ (организация запрещена в России. — Прим.ред.), страна не в силах рассчитаться не то что со зарубежными, но даже со своими компаниями: её государственный бюджет на этот год запланирован с дефицитом в размере $17,7 млрд, ранее говорил Лайфу аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Санкции вернутся к "Ростеху"
Хитрость, на которую пошёл "Ростех" Сергея Чемезова, была вполне очевидным выходом из ситуации.
— Вариант ненадёжный, но американцам не составит труда добавить компанию к уже существующему санкционному списку всего за пару-тройку дней, замечает в разговоре с Лайфом управляющий партнер юридической компании Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов.
Приказ президента США наделяет местный Минфин максимально широкими полномочиями. К примеру, ведомство может применять санкции к юридическим лицам, не отвечающим формальным критериям причисления к компаниям-нарушителям. При этом решение о применении репрессивных мер может быть принято весьма оперативно: отвечающий за санкции Департамент по контролю за иностранными активами обязан согласовывать свои действия только с Минюстом США
Управляющий партнёр юридической компании Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов
Опыт прошлых лет указывает, что соответствующие решения могут быть приняты в течение всего нескольких суток, к примеру, вопрос об аресте активов Каддафи был решён в течение трёх дней, заметил Козлов.