Первый из букета погибших «цветов»
На протяжении трёх самых трудных лет Битвы за Атлантику корветы, носившие забавные названия вроде «Гладиолуса», «Фиалки» или «Бегонии», мужественно противостояли «волчьим стаям» немецких подлодок. В 1941–1943 годах они были становым хребтом британских и канадских эскортных групп, сопровождая сотни конвоев и помогая доставлять важные грузы, внеся тем самым свой вклад в победу союзников во Второй мировой войне. Позднее они разделили часть своего нелёгкого бремени с фрегатами и эскортными миноносцами, оставаясь в строю до конца войны.
Эти небольшие корабли помогли отправить на дно около полусотни вражеских субмарин, но, к сожалению, и сами несли потери. За время Битвы за Атлантику немецкие подлодки потопили 20 «цветочных» корветов (общие потери по разным причинам составили 34 единицы), и первым в этом печальном списке стоит корвет «Пикоти» (HMS Picotee), погибший в августе 1941 года при довольно неприятных для англичан обстоятельствах.
Рождение «цветов»
Корветы типа «Флауэр» (Flower — англ. «цветок») появились на свет благодаря заказу британского Адмиралтейства, сделанному в марте 1938 года одной из судостроительных компаний на небольшой эскортный корабль для охраны судоходства в прибрежной зоне. Прототипом этих кораблей послужило китобойное судно.
Одно из главных преимуществ проекта должно было заключаться в возможности строительства корветов на небольших частных верфях по военно-морским стандартам. Это обстоятельство было важно для Адмиралтейства, так как крупные верфи Великобритании уже были загружены заказами. Первый корвет, получивший имя «Гладиолус» (HMS Gladiolus) был спущен на воду в январе 1940 года, и в дальнейшем британские и канадские верфи построили к 1944 году почти три сотни кораблей этого типа, включая модификации.
«Гладиолус» забросал глубинными бомбами U 26, которая была вынуждена всплыть, и её добила авиация. Судьба «Гладиолуса» была героической и трагичной: он участвовал в потоплении ещё одной немецкой субмарины, но в ночь с 16 на 17 октября 1941 года был торпедирован и погиб вместе со всем экипажем, спасая моряков с потопленного торгового судна
http://theflowerclasscorvetteforums.yuku.com
Для противодействия подлодкам корветы были неплохо подготовлены: они имели гидролокатор, 102-мм орудие и 25 глубинных бомб (позже запас был увеличен до 40). Был у них и ряд недостатков. К примеру, «Флауэры» давали на максимальном ходу 14–16 узлов при том, что их противники, подводные лодки, — 17–20 узлов в надводном положении. Кроме этого, при сопровождении конвоев при плохой погоде короткие и широкие корветы становились «камерой пыток» для своих экипажей — такова была плата за манёвренность. Морякам даже выплачивалась специальная надбавка к жалованию за трудную службу на этих кораблях. Вот как описывал службу на корветах в одной из своих книг английский писатель-маринист Николас Монсаррат:
«У нас на корабле шутили: “корвет подвержен бортовой качке и на мокрой траве”, и мы быстро убедились в горькой правде этой поговорки. Жизнь на корветах была несносна в любую погоду — на тесных, мокрых, шумных и ужасно неудобных. Их качало вдоль и поперёк, крутило винтом с живодёрской настойчивостью, если дул даже легчайший бриз».
Пропавший корвет
Корвет «Пикоти» (HMS Picotee) вступил в строй британского флота 5 сентября 1940 года. Под командованием лейтенанта-резервиста Рональда Артура Харрисона (Ronald Arthur Harrison) он нёс службу в качестве корабля эскорта североатлантических конвоев в составе 4-й эскортной группы, базировавшейся на Гринок в западной Шотландии. Эта группа сопровождала конвои на участке их пути между Исландией и Англией. В апреле 1941 года «Пикоти» встал на плановый ремонт на верфи, который продлился до июня, после чего корвет продолжил выполнять свою работу по охране конвоев.
Imperial War Museums
Утром 7 августа 1941 года он вышел в море из Гринока на соединение с конвоем ON-4, который днём ранее покинул Ливерпуль и шёл к Исландии. Во время сопровождения конвоя «Пикоти» занял позицию во главе крайней правой колонны ордера, в крайней левой шёл траулер ПЛО «Айршир» (HMS Ayrshire). 11 августа в 22:00 «Пикоти» просигнализировал траулеру о перехвате радиопередачи с неопознанной субмарины, которая находилась возле конвоя. На «Айршире» тоже перехватили этот сигнал, но посчитали, что он не стоит внимания, так как координаты лодки определили с расхождением как минимум на градус долготы (примерно 60 миль или 110 км) в отношении позиции конвоя.
Тем не менее, в 02:00 «Пикоти» с помощью «асдика» установил контакт с предполагаемой субмариной, развернулся и растворился в темноте. Спустя короткое время на траулере услышали взрывы глубинных бомб. Однако, несмотря на усиленное наблюдение, больше ничего необычного с «Айршира» замечено не было. То, что «Пикоти» не вернулся обратно, у командира траулера лейтенанта резерва Лео Градуэлла (Leo Gradwell) удивления не вызвало. Он предположил, что корвет мог быть отозван на воссоединение с основными силами 4-й эскортной группы, и траулер продолжил сопровождение конвоя к Исландии.
Imperial War Museums
Единственным человеком, кто был обеспокоен долгим отсутствием корвета, был коммодор конвоя кэптен Джерард Норманн Джонс (Gerald Norman Jones). В 04:15 с судна коммодора у «Айршира» запросили: «Вы видели корвет?» Градуэлл ответил: «Корвет может позаботиться о себе сам». Стоит отметить, что до момента ухода «Пикоти» радиосвязь на обоих кораблях эскорта работала исправно, но за последующие 24 часа «Айршир» ни разу не попытался связаться с корветом, так как у Градуэлла и мысли не возникало, что «Пикоти» нуждается в помощи. Всё это, а также дальнейшие события служат наглядной иллюстрацией того, какой беспорядок порой царил как в конвойной системе Великобритании, так и на военно-морской базе в Исландии.
Инициатива наказуема?
Рано утром 13 августа конвой ON-4 достиг Рейкьявика, однако и там никого не обеспокоило отсутствие корвета, несмотря на то что торговые моряки могли предоставить ряд свидетельств того, что с «Пикоти» случилась беда. С судна коммодора «Дискавери II» (Discovery II) в том месте, где за несколько минут до этого видели корвет, наблюдали красную вспышку и черно-белый дым. Суда из ближней колонны также видели нечто подобное, но их капитаны посчитали, что если там что-то и произошло, то на помощь обязательно придёт какое-нибудь другое судно. Один пароход даже заметил поблизости подлодку и выпустил в её сторону несколько осветительных ракет. Другие слышали взрывы между 02:00 и 02:15, но приняли их за разрывы глубинных бомб.
http://www.liverpoolmuseums.org.uk
Судьба пропавшего корвета на базе в Рейкьявике абсолютно никого не интересовала. Как упоминают в своей книге английские историки Даниэль Морган и Брюс Тэйлор, «по различным причинам» эти важнейшие сведения не были доложены начальству:
«Наблюдения офицера радиослужбы «Делавэра» (единственного союзнического судна, с которого ясно видели конец «Пикоти») не были переданы военной полицией старшему офицеру в Исландии контр-адмиралу Далримпл-Гамильтону; равно как и обмен сигналами между кэптеном Джонсом и лейтенантом Градуэллом с Далримпл-Гамильтоном также не обсуждался».
Возникает ощущение, что все участники событий действовали по принципу «инициатива наказуема». В результате было сочтено, что «Пикоти», скорее всего, присоединился к одному из конвоев с литерой НХ, но даже для подтверждения этой гипотезы не было предпринято никаких шагов. Ничего бы не поменялось и в дальнейшем, если бы не вмешалось грозное начальство.
Поиски пропавшего корвета начались только лишь 16 августа, спустя 96 часов после его исчезновения. Самолёты в воздух смог понять лишь грозный запрос из штаба Командования Западных подходов: почему корвет не отвечает на вызовы? Последующий поиск привёл лишь к тому, что 17 августа в квадрате, где в последний раз видели «Пикоти», были обнаружены пустые спасательный плотик и маленькая шлюпка. Кому они принадлежали, так и осталось неизвестным.
Что произошло с корветом?
Ключ к разгадке тайны пропавшего корвета был получен лишь после окончания войны, когда британцы начали изучение захваченных ими документов немецкого подводного флота. Было установлено, что «Пикоти» торпедировала и потопила подводная лодка U 568 капитан-лейтенанта Йоахима Пройса (Joachim Preuss). Согласно журналу боевых действий субмарины, корвет был замечен ею вскоре после того, как его в последний раз видели с «Айршира».
U 568 обнаружила ОN-4 11 августа в 18:05 (здесь и далее указывается берлинское время, с разницей к британскому в один час), о чём лодка доложила в штаб подводных сил. Дёниц дал её командиру добро на атаку и приказал удерживать контакт с конвоем далее. В 20:05 лодка снова вышла на связь и доложила о продолжении наблюдения за конвоем. В 03:11 U 568 выпустила торпеды по двум целям (корвет и танкер) и наблюдала попадание в корвет, который затонул:
«03:11, квадрат AE 7665, яркая луна.
Первая торпеда по танкеру: угол встречи торпеды с целью 80°, скорость цели 7 узлов, дистанция 1200 м, глубина хода торпеды 3 м. Вторая торпеда по корвету: угол встречи торпеды с целью 89°, скорость цели 7 узлов., дистанция 1200 м, глубина хода торпеды 2 м. Точка прицеливания в 20 м от носа, так как корвет имеет более 7 узлов хода. Через 1 мин. 13 сек. попадание в корвет под мостик, после чего детонация его собственных глубинных бомб (5 или 6 взрывов), корвет разваливается на части и моментально тонет. Попадание в танкер не фиксируется, так как корвет находится на линии хода торпед, перекрывая его. Внутри лодки слышно два взрыва торпед, но танкер не потоплен. Повторная атака: цель — танкер, идущий предпоследним в колонне конвоя».
http://www.hmcssackville.ca
После ознакомления с этой записью Пройса об атаке конвоя многое становится на свои места. Командир «Пикоти» Харрисон действительно верно определил местонахождение подлодки, но Пройс его опередил. Командир U 568 принял за танкер датское судно «Делавэр» (Delaware), которое и выбрал целью атаки вместе с «Пикоти». Однако корвет вольно или невольно прикрыл собой «Дэлавэр», приняв на себя обе торпеды. Весь его экипаж, пять офицеров и 61 нижний чин, погиб.
Два офицера с датского судна успели заметить большое облако дыма и слышали звук выходящего наружу пара по направлению, в котором находился «Пикоти». Когда дым рассеялся, они видели нос корвета, возвышающегося над водой под углом в 45 градусов. Офицеры не заметили никакой вспышки, не слышали громкого взрыва — только «глухие звуки», похожие на взрывы глубинных бомб. Они были убеждены, что корвет не был торпедирован и взрыв произошёл непосредственно на борту корабля. Однако эта информация так и не была передана ни на «Айршир», ни коммодору конвоя.
Imperial War Museums
К слову сказать, спустя год после гибели корвета «Пикоти» траулер «Айршир» во многом реабилитировал себя. Корабль принимал участие в проводке печально известного конвоя PQ-17 и спас от гибели три торговых судна, одновременно спасая и честь британского флота от позора. За это лейтенант Лео Градуэлл был награждён «Крестом за выдающиеся заслуги», но инцидент с «Пикоти» остался тёмным пятном на репутации доблестного траулера и его храброго командира.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Литература и источники:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 — Random House, 1996.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg — Berlin — Bonn, 2001.
- Morgan D., Taylor B. U-Boat Attack Logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 — Seaforth Publishing, 2011.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 11. Norderstedt.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Monsarrat N. Three Corvettes — Cassell, 2001.
- http://www.uboat.net.
- http://www.hms-picotee.co.uk.
- http://www.convoyweb.org.uk.