Всем миром. Как в Оренбурге искали похищенную 12-летнюю Настю
17 января в Оренбурге была похищена 12-летняя Настя. Тысячи оренбуржцев, волонтеры, сотрудники правоохранительных органов, МЧС, пограничники искали пропавшего ребенка. Информация зачастую была крайне противоречивой: сколько похитителей, как они выглядят, принадлежат ли к одной из диаспор, на какой машине уехали... Через 7 часов активных поисков девочка была найдена, по мнению специалистов, она находится в удовлетворительном состоянии, с ней работают психологи. Корреспондент «АиФ Оренбург» восстанавливает хронологию событий и пытается разобраться, что можно было бы сделать еще, чтобы ребенок был найден быстрее.
Хронология событий
В 15.00 в дежурную часть УМВД поступило сообщение о том, что в Оренбурге похищена 12-летняя девочка. Звонила перепуганная мама ребенка. Как уже позже выяснилось, малышка, которую злоумышленник засунул в багажник машины во дворе жилого дома по улице Родимцева, смогла написать маме смс и даже несколько минут поговорить по телефону. В Оренбурге был включен план «Перехват», а сотрудники полиции начали отрабатывать свидетелей происшествия и просматривать видео камер наблюдения. Где-то через час у волонтеров «Оренспаса», с которыми связались полицейские появились ориентировки на похищенную девочку и возможных похитителей. Сначала говорили, что их было двое, что машина – предположительно белая «Лада Гранта» или «Лада Приора» с номерами то ли 866, то ли 886 159 региона.
Поиски шли, а в социальных сетях тем временем назревала истерика, появлялись самые противоречивые версии произошедшего, появилась информация и о неудачном покушении на похищение еще двух девочек там же, в Степном поселке Оренбурга.
Официальные комментарии стали появляться лишь через несколько часов. К вечеру уже тысячи оренбуржцев присоединились к поискам пропавшего ребенка.
Уже после 21.00 девочку и ее похитителя нашли волонтеры, подозреваемый задержан, ребенка вернули родителям. О мотивах мужчины, семь часов удерживавшего девочку, пока не сообщается. Уголовное дело возбуждено следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области по факту похищения несовершеннолетней. Максимальное наказание по данной статье составляет 12 лет лишения свободы.
Вот такая сухая хронология, но сколько за ней эмоций, страданий, сколько неравнодушных людей!
«Я нашел ее за 10 минут!»
Тысячи оренбуржцев бросились на поиски пропавшей девочки. Вот рассказ человека, который раньше никогда в спасательных мероприятиях не принимал участие, но именно он нашел ту самую злополучную машину и в ней похищенного ребенка.
На поиски похищенной 12-летней девочки Булат Байров вместе с другом Максимом Заморским решили ехать сразу после работы, увидев в социальных сетях призыв собраться «всем миром».
«Заехал домой, оделся потеплее и отправился на место сбора волонтёров около торгового комплекса «Кит», - рассказывает Булат. - До этого я с ними никогда не общался, по сути это мой первый опыт участия в таких мероприятиях».
Первой мыслью парня было то, что похититель после совершения преступления не поедет в город и не будет прятаться на улицах и во дворах. Именно поэтому он сказал координаторам поисков, что поедет в сторону улицы Тихой. Друг Булата Максим отправился на Бёрды - в частный сектор, где легко затеряться.
«Проехав по Загородному шоссе в том направлении и не увидев ничего подозрительного, понял, что надо ехать в сторону городской свалки и пустырей, где можно спрятаться и отсидеться, - продолжает Булат. - В первую очередь отправился именно на свалку».
В этот момент в социальных сетях прошла информация, что похищенную нашли. Уточнить это было не у кого, поэтому первое, что сделал молодой человек, - нашёл ближайший экипаж ДПС, где и узнал, что поиски продолжаются.
Проехав по улице Автомобилистов в сторону мусоросортировочного завода, Булат обратил внимание на легковушку, стоявшую у обочины со включенными фарами. Это была пара молодых людей, потом взгляд остановился на ещё одной ехавшей вдалеке машине. Это был грузовик.
«Каждый раз, убедившись, что это не та машина, которую я ищу, я испытывал разочарование, - делится волонтёр. - Очень хотелось помочь девочке».
Проехав примерно 200-300 метров от сортировочного цеха в сторону полигона, Булат заметил белый автомобиль. Он стоял на пустыре, фары не горели. Парень направился в его сторону, подозревая, что это именно та машина, которая объявлена в розыск.
«Я знал, что ищут белую «Гранту» с номерами 159-го региона, - говорит он. - В первую очередь решил посмотреть номера. Осветив темноту фарами своей машины, увидел именно эти цифры. Здесь у меня адреналин просто зашкаливал». Только после этого Булат увидел, что к нему бросился мужчина, который вышел из этой машины.
«Он что-то кричал о том, что у него заглох двигатель, просил «прикурить», - вспоминает волонтёр. - Честно говоря, я испугался, потому что не знал, что от него ожидать, да и до этого говорили, что похитители - выходцы с Кавказа, сами понимаете, кровь у них горячая».
Булат принял решение уехать с места за подмогой. Двигаясь в сторону города, он набрал номер девушки-волонтёра, которая координировала всех на месте сбора около ТРЦ. По словам парня, он растерялся и даже не подумал о том, как связаться с полицией. Быстрее было позвонить поисковикам, которые и сообщили о находке правоохранителям.
«Мне сказали, что навстречу уже едет машина с другими волонтёрами, - продолжает Булат. - Через несколько метров я их встретил. Это был Никита Лапшин и его друг Эльдар. Вместе мы вернулись на тот пустырь. Мужчина снова бросился к нам навстречу, говоря о заглохшей машине. Я оставил ребят там, они проследили, чтобы злоумышленник никуда не скрылся. Сам же отправился встречать патрульную машину, которая уже тоже направлялась к нам».
Проводив полицейских до места, Булат увидел, что силовики скрутили мужчину, а потом, открыв заднюю дверь машины, нашли там испуганную девочку.
«Когда я отправлялся на поиски, то даже не смотрел ориентировки и не уточнял имя пропавшей, - говорит Булат. - А когда ребёнка нашли, я уточнил у ребят-волонтёров, она ли это. Они ответили, что да».
Как говорит молодой человек, внешне девочка выглядела очень испуганной, но никаких повреждений или следов насилия он не заметил. Её сразу же пересадили в полицейскую машину, дали ей куртку, чтобы согреть, а Никита уже звонил матери сообщить новость, что Настя найдена живой. После девочка сама поговорила с мамой, после чего её увезли в отделение полиции.
Как говорит Булат Байров, злоумышленник сначала не произвёл на него впечатления агрессивного или неадекватного человека.
«Он был спокоен, запаха алкоголя я не почувствовал, его выдавал только бегающий взгляд, - пояснил он. - При этом, на вопросы о том, зачем он украл ребёнка и понимает ли, что ему за это грозит, удивлённо повторял только одно: «А что я сделал?» Кажется, он совсем не отдавал себе отчёт в том, что натворил».
По словам парня, подозреваемый рассказал, что в Оренбург его направили по работе. При нём нашли удостоверение грузчика сортировочного центра крупной торговой сети.
Сам Булат дома оказался только около четырёх часов утра. Сначала его опрашивали следователи, потом друзья и знакомые засыпали звонками с расспросами, действительно ли он нашёл Настю и где это произошло.
«Я считаю, что силовые структуры плохо отработали эту ситуацию, - поделился мнением Булат. - Они несколько часов держали город в оцеплении, но даже не подумали го том, что девочку повезут туда, где меньше всего людей - на пустыри, свалки, кладбища и в заброшенные здания. Я же нашёл её буквально за 10 минут, просто логически подумав, откуда стоит начать поиски».
Вопросы без ответов?
Год назад, когда вся страна следила за ситуацией на трассе Оренбург – орск, когда в снежном плену оказались десятки машин и сотни людей, корреспондент «АиФ Оренбург» писал уже о том, что основной проблемой тогда стало отсутствие системы взаимодействия различных ветвей власти и федеральных органов. На самом деле, вчерашнее происшествие снова заставило об этом вспомнить.
Есть несколько вопросов, которые пока, по всей видимости, останутся без ответов.
Первое. Несмотря на то, что существует тайна следствия и порядок действия правоохранительных органов в той или иной ситуации, если бы официальная информация о преступлении поступила бы в СМИ раньше, не могло ли это ускорить поиски?
Второе. Протокол взаимодействия, например, УМВД со СМИ датируется концом прошлого века, где-то 90-ми годами. За эти почти 30 лет современные информационные технологии шагнули настолько далеко, что теперь каждый сам себе журналист, оператор и редактор, именно по этой причине в социальных сетях появляется огромное количество самой разноречивой информации, порой, действительно, мешающей раскрытию преступления и поиску, как в этом случае, пропавшей девочки. Вот вам пример: сам Булат говорит о том, что он чуть не прервал поиски (хотя и находился поблизости от того места, где та самая машина была потом найдена), когда получил ложное сообщение о том, что девочка найдена. А такие сообщения всплывали в сети постоянно! Не лучше ли было сообщать в СМИ четкую информацию о том, что происходит, и передать им те же самые ориентировки, что и волонтерам, возможно, это тоже смогло бы ускорить поиск девочки?
Третье. Не выработана система взаимодействия правоохранительных органов не только со СМИ, но и практически со всем остальным обществом. Замечательно, что полиция наладила связи с «Оренспас», но есть еще общественные организации, которые могли бы оказать огромную поддержку в поисках ребенка. Давайте вспомним, например, про тех же самых казаков, уж точно здоровые мужики могут не только красиво ходить по Советской в составе дружины, но и оперативно собраться и принять участие в поисках, однако, они подобную информацию не получили. Их, как говорится, срочно не мобилизовали, а, по словам атамана Сергея Слепова, они могли бы оказаться на месте и приступить к поискам уже в течение 30 минут.
Есть еще вопросы по организации самих поисков со стороны полицейских, но это, скорее вопросы обывателей: почему они массово не исследовали пустыри и лесопосадки, как это делали волонтеры, зачем по два экипажа стояли на самых оживленных перекрестках, куда, по логике, преступники и не сунулись бы и т.д. и т.п.
Кстати
Это, к сожалению, не первое за год похищение ребенка в Оренбургской области. Несколько месяцев назад двое мужчин и женщина похитили на улице 16-летнюю школьницу, которую позже обнаружили в Бузулуке и вернули родителям. В июле 2016 года в Соль-Илецке неоднократно судимый мужчина украл 4-летнюю девочку, которую также вскоре нашли живой и здоровой. У всех на слуху до сих пор история с похищением педофилом Сергеем Ушковым воспитанника Абдулинского детского дома, мальчика вернули, но его состояние было далеко от абсолютно здорового. А в августе весь Оренбург потрясло известие об убийстве 15-летней школьницы. Двое злоумышленников заманили девочку на съемную квартиру в одном из жилых домов по проезду Северный областного центра. 22-летний местный житель и его 26-летний знакомый собирались потребовать выкуп в сумме 16,5 миллионов рублей с семьи подростка. Подозреваемые задушили девочку, не дождавшись денег и испугавшись того, что девочка их выдаст. Затем злоумышленники попытались спрятать тело погибшей в лесопосадке в черте города.
К счастью, счастливых спасений похищенных больше, чем закончившихся печально, но обилие подобных преступлений лишний раз заставляет задуматься нас, взрослых, об ответственности за детей, за их физическое и душевное состояние, за их безопасность!