Сланец преткновения. Почему цена на нефть в ближайшие два года не превысит $60
До конца 2018 года роста нефтяных цен выше $60 за баррель ждать не стоит. В этом уверены эксперты Минэнерго США.
По их мнению, основной причиной «обесценивания» заключённого в декабре 2016-го соглашения между ОПЕК и не входящими в картель добытчиками чёрного золота станет увеличение предложения на мировом рынке. Оно будет достигнуто силами американских сланцевиков, саудитов и России. В результате долгожданный баланс спроса и предложения настанет лишь в конце 2018-го, а не в первом полугодии 2017-го, как ещё накануне заявляли власти «рулящей» в ОПЕК Саудовской Аравии.
В понедельник министр нефти Саудовской Аравии и президент крупнейшей нефтяной компании мира Saudi Aramco Халид аль-Фалих уверенно заявил, что ОПЕК не придётся расширять принятые в Вене меры по сокращению добычи для стабилизации на мировом рынке чёрного золота. По его мнению, долгожданный баланс спроса и предложения наступит уже в первом полугодии 2017-го.
— Восстановление баланса на нефтяном рынке, медленное начало которого мы видели в 2016 году, проявится в полную силу к концу первого полугодия текущего 2017-го, — говорил он.
Однако, как выяснил Лайф по документам Министерства энергетики США, существует большой риск того, что эти мечты если и сбудутся, то гораздо позже.
— Несмотря на достижение договорённостей ОПЕК, баланса на нефтяном рынке не стоит ждать до конца 2018 года, — говорится в имеющемся в распоряжении Лайфа отчёте Управления энергетической информации (EIA) американского ведомства.
Сейчас, по данным ОПЕК и EIA, ежедневный переизбыток нефти на рынке достигает 0,9 млн баррелей. По мнению EIA, сначала излишек сократится до 0,3 млн баррелей в сутки к концу года, а ещё через год — до 0,1 млн барр/сут. И это при условии, что никто из подписавших соглашение, будь то члены ОПЕК или их внешние партнёры, не нарушит своих обязательств по ограничению добычи.
Рост потребления нефти, кстати, будет продолжаться. За счёт Китая и Индии в 2017–2018 годах будет продаваться соответственно на 1,6 и 1,5 млн барр. в сутки больше, нежели в 2016-м, пишет EIA. Но, к сожалению для подписавших соглашения с ОПЕК стран, его с лёгкостью покроет постоянно растущее производство нефтяного сырья в США, России и ряде стран Ближнего Востока. Речь в первую очередь о вездесущем Иране.
На словах — сокращаем, а на деле…
До сих пор добыча в США, подталкиваемая постоянно дешевеющей нефтью, падала, сократившись за 2016 год на 0,5 млн барр/сут. Многие эксперты, ссылаясь на эффект нехватки инвестиций, предвещали её дальнейшее снижение. Впрочем, не учитывая будущего повышения цен до $45–55. В январе, вслед за ростом стоимости барреля, американцы, как уже писал Лайф, начали наращивать бурение. Если США не будут сбавлять темпы, то в 2017 году Штаты снова вернутся к росту добычи — сначала всего на 0,1 млн барр/сут, а в 2018 году — ещё на 0,3 млн барр/сут, почти повторив среднегодовой уровень 2015-го в 9,4 млн барр/сут.
Впрочем, свою лепту в фактическое обесценивание декабрьской «нефтяной сделки» в Вене внесут не столько коварные Штаты, сколько сами договорившиеся о сдерживании нефтедобычи производители с Ближнего Востока и Европы, считают в Вашингтоне.
— Несмотря на сделку по сокращению добычи, многие участвующие в ней страны по итогам 2017 года свою добычу существенно нарастят. По итогам 2016-го добыча стран ОПЕК выросла на 0,8 млн барр/сут — до 32,9 млн барр/сут. В этом году рост, с учётом сокращения в первой четверти года, составит 0,3 млн барр/сут, а по 2018 году — ещё 0,5 млн барр/сут, — пишут американские аналитики.
Фактически это обесценит договорённости внутри и вне картеля о сокращении производства. Среди ответственных за «обесценивание» стран, в частности, в 2017 году будут постепенно восстанавливающие былую добычу Иран и Ливия, в 2018-м такую роль на себя возьмёт уже преимущественно Ирак. Кроме них свою «лепту» внесут освобождённая от снижения добычи Нигерия и, как ни странно, больше всех лоббировавшие соглашение Саудовская Аравия и Россия.
«Россия тоже будет источником повышения добычи вне ОПЕК, увеличивая свои показатели на 0,1 млн барр/сут и в 2017-м, и в 2018 гг. За 2016 год местные производители сразу несколько раз били советские рекорды добычи, увеличив её за один год на 0,2 млн барр/сут» — доклад EIA.
В целом дневная добыча вне зоны влияния картеля в 2017 и 2018 гг. вырастет на 0,4 и 0,7 млн баррелей соответственно, указывается в докладе организации. Вкупе с предполагаемым ростом внутри ОПЕК общемировая прогрессивная динамика составит 0,7 и 1,2 млн барр/сут соответственно.
Прогнозные темпы повышения мировой добычи кажутся вполне реальными. Если рост предложения продолжится, то его показатели, скорее всего, продолжат перекрывать спрос. Таким образом, путь к достижению баланса на рынке будет перекрыт, соглашается с выводами Минэнерго США заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов.
— В тех же Штатах рост добычи абсолютно ожидаем. С приходом Трампа приостановленный трубопроводный проект Keystone Xl разморозят, и богатая на нефть Северная Дакота сможет выйти на мировой рынок, — замечает он в разговоре с Лайфом.
Становится очевидным, что заявления саудовского министра нефти сводятся к поддержанию уверенности на рынке, что цене на нефть ничего не угрожает, хотя по факту баланс спроса и предложения существенно не изменится, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Впрочем, играющие на бирже брокеры вряд ли будут долго верить голословным заявлениям министра. По прогнозу EIA, сохранение профицита нефти на рынке после середины 2017 года, на который ОПЕК наметило достижение баланса, будет сдерживать цены от роста. Выше $59 до конца 2018 года им, считают в Минэнерго США, не подняться.
Автор: Арсений Погосян
Фото: Коллаж: © L!FE. Фото: © EAST NEWS