«Болезнь - часть меня». Диабетик о покорении Эльбруса и жизни с помпой
Наталья Иванова – юрист, активистка и общественница. А еще у нее - диабет первого типа. К ее телу женщины постоянно подключена помпа, впрыскивающая под кожу инсулин. «Это не проблема», – отмахивается Наталья. С помпой она поднималась на Эльбрус, готовится покорять Белуху (Алтай) и штурмовать ледяной Байкал.
Всё в твоих руках
Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Наталья, откуда такая тяга к экстриму?
Наталья Иванова: Я родилась в Челябинской области, в городе, который прославился падением метеорита. Холодов не боюсь, выросла на природе. Для нас, детей, было в порядке вещей отправиться гулять в лес, обойти за день ближайшие озёра и искупаться в каждом.
– Но ведь и моржевать, к примеру, не каждый здоровый рискует. А вы ещё и голодание практикуете. Я уже не говорю про Эльбрус и прочие экстремальные увлечения.
– Я заболела сахарным диабетом 22 года назад, ещё в студенчестве, - осложнение после гриппа. И это часть меня. С этим живу, с этим выходила замуж, рожала детей, работаю.
У меня диабет первого типа. Поджелудочная не вырабатывает инсулин. Он попадает в организм извне. Стоит катетер, и помпа постоянно вводит гормон под кожу. Но когда понимаешь, что и как происходит, можно делать практически всё.
Не могу сказать, что сразу научилась контролировать ситуацию. У меня был замечательный доктор, который дал мне книги о сахарном диабете. Я их изучила, выяснила, как влияют физические нагрузки, питание, другие факторы, как компенсировать перепады сахара в крови.
Жизнь диабетика в нашей стране зависит только от него самого, только от его инициативности. В том числе и на приёме у эндокринолога. Есть замечательные врачи, которые радеют о своих пациентах, стремятся, чтобы у них всё было хорошо, дают необходимую информацию. Но таких, к сожалению, мало.
– То есть, как правило, информированность пациента...
– Близка к нулю. И изменить ситуацию может только тот, кто этого хочет.
У меня много информации, я могу ею делиться и мне не тяжело это делать. Провожу встречи, где рассказываю о разных аспектах жизни, связанных с сахарным диабетом, акции.
А теперь – Белуха!
– Просветительской работой ваша активность не ограничивается. Как родилась идея подняться в горы?
– Мне предложили пойти в поход через горный перевал. Такого опыта у меня ещё не было, поэтому идея очень заинтересовала. В тот раз реализовать её не удалось, в составе команды шли доктора, которые отказались меня брать из-за диабета. Но желание осталось. И я решила собрать свою команду и отправиться на Эльбрус. Меня поддержали... незрячие. Нашли инструктора, который уже водил в горы людей с ограниченными возможностями. И начали подготовку. В течение полугода до восхождения мы каждые выходные совершали тренировочные походы. И 13 июля отправились в экспедицию. Это было потрясающе. Стремление к жизни у людей, имеющих такие серьёзные ограничения, просто поразительно. Это событие их сильно изменило. Они стали более открытыми, сильными, уверенными.
– Куда теперь собираетесь?
– Когда кто-то из сопровождавших нас инструкторов пошутил: «Ну, что после Эльбруса? Белуха?», я решила – пусть будет Белуха. И только потом узнала, что это ещё более сложное восхождение, чем то, которое мы уже совершили. На Эльбрусе все поднимаются на высоту четыре тысячи метров, а оттуда уже стартуют к вершине. А на Белухе восхождение начинается от подножья, подъёмников нет, ледово-снежное покрытие. Нужны специальные устройства, «кошки», ледорубы. Всё очень серьёзно. И подготовка нужна соответствующая. К физической форме будут предъявляться очень высокие требования.
А в феврале 2018 года хочу принять участие в экстремальной гонке «Ледовый шторм» на Байкале: за три дня - 205 километров. Можно участвовать на велосипеде (с шипами), лыжах или коньках.
– Как в семье относятся к вашим увлечениям?
– У меня достаточно взрослые дочери - 15 и 12 лет. Они родились, когда у меня уже был диабет, и видели разное, включая гипогликемию (резкое падение уровня сахара в крови, которое может привести к коме и летальному исходу). Поэтому ко многим вещам всегда относились серьёзнее, чем сверстники.
Эльбрус сильно повлиял на мою жизнь. Она стала ещё полнее, насыщеннее. Девочки это чувствуют. И когда я рассказываю о планах, связанных с Белухой и Байкалом, – им это интересно.
Дышать полной грудью
– Любовь к экстриму появилась после того, как обнаружилось заболевание?
– Сейчас мы с психологом пишем книгу «Путь осознания: я люблю тебя, жизнь», и, анализируя своё детство, я понимаю, что вот некоторый авантюризм был во мне всегда, с рождения.
– А что подтолкнуло к работе над книгой?
– В одном из походов, при подготовке к восхождению на Эльбрус, один из участников обронил фразу: «Ну что мы, пару дней на шоколаде не проживём?» И когда я вернулась домой, меня накрыла истерика. Я плакала и не могла остановиться. Потому что остро осознала, что я-то за два дня на шоколаде точно умру. Позвонила знакомому психологу, начали разбирать эту ситуацию, и родилась идея написать книгу.
Диабетик гибнет за 2-5 дней без инсулина. И даже на инсулине он всё время рискует: из-за физической нагрузки может начаться гипогликемия.
Думаю, постоянную близость смерти осознают многие люди с тяжёлыми заболеваниями. Но некоторых это заставляет развернуть плечи и дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
Мой проект по восхождению для диабетиков уже презентовали в Германии как проект для людей с ограниченными возможностями, который может мотивировать людей, показать больным, что жизнь на самом деле чудна и прекрасна.