Обвинения выходят из моды: что говорят о России на Мюнхенской конференции
В последние годы тема России была на ежегодных Мюнхенских конференциях по безопасности одной из ключевых: почти в каждом выступлении звучали обвинения в пересмотре границ, установленных после Второй мировой войны, во вмешательстве в дела других государств, и в целом РФ представлялась одной из основных угроз мировой стабильности.
Однако в этом году российская тема оказалась неожиданно приглушенной. Речь, конечно, не идет о том, что западные политики вдруг стали иначе оценивать действия России, в частности — ее роль в урегулировании кризиса на востоке Украины. РФ по-прежнему упоминали в обвинительном ключе, однако главной темой большинства выступлений она на этой раз не стала. Если о ней и говорили, то вскользь, а обвинения тут же уравновешивались заявлениями о готовности к диалогу с Москвой.
Основой же темой стала ситуация с безопасностью в Евроатлантике. Будущее НАТО с учетом непредсказуемой, как кажется многим, политики нового президента США Дональда Трампа, будущее Евросоюза с учетом решения Великобритании выйти из ЕС, миграционный кризис — вот что волновало большинство выступающих в Мюнхене.
"Перекрасить в российские цвета"
Впрочем, было за первые два дня Мюнхенской конференции одно заявление, практически полностью посвященное России. Вернее — обвинениям в ее адрес. Сделал его, что неудивительно, президент Украины Петр Порошенко.
По его словам, Украина — форпост демократии и европейских ценностей, она борется за весь западный мир, а аппетиты "агрессии" России только украинской территорией не ограничатся, в Москве хотят чуть ли не всю Европу "перекрасить в российские цвета".
Затем Порошенко и вовсе перешел на личности. Он начал утверждать, что кризис на Украине — это следствие ненависти к этой стране со стороны Путина.
"Путин ненавидит Украину глубоко и искренне. Он отрицает уникальное самосознание украинского народа, я знаю это… Он не видит для Украины никакого места на политической карте Европы… Вина Украины в том, что она захотела жить независимо, и Россия хочет наказать нас за это", — уверен украинский лидер.
Ранее президент РФ выразил уверенность, что "рано или поздно произойдет у нас нормализация отношений с Украиной". Также Путин заявлял, что русские и украинцы – это один народ, который сначала разделили, а потом стравили, но выход из этой ситуации обязательно будет найден.
Во время холодной войны такого не было
Остальные выступавшие были гораздо менее категоричными по отношению к РФ. Канцлер Германии Ангела Меркель, чья речь открывала второй день конференции, достаточно много говорила и о сотрудничестве с восточным соседом. Начала она с темы трансатлантического сотрудничества, НАТО и в связи с этим, кажется, немного поностальгировала по временам холодной войны.
"Мы тогда видели как сплоченность, сила западных партнеров, западного альянса положила конец холодной войне в 1990-м. Это сотрудничество, основанное на общих ценностях, в частности, трансатлантическое сотрудничество могло добиваться своих целей", — вспоминала Меркель.
Затем она перешла к дню сегодняшнему и, когда добралась до России, упомянула и про "аннексию Крыма" и "обострение на востоке Украины", из-за которых, по ее словам, возросло значение НАТО. Но затем глава правительства ФРГ заговорила о взаимодействии. "Россия — это тоже одна из наших внешних границ и наш сосед, и я не перестану выступать за то, чтобы установить хорошие отношения с Россией, несмотря на расхождения во мнениях", — подчеркнула Меркель.
Перспективы для ЕС и России, НАТО и России Меркель видит, в частности, в борьбе с терроризмом, в формировании общего пространства от Владивостока до Лиссабона, которое уже давно предлагает российская сторона. "Мы хотели бы вместе с Россией бороться с международным терроризмом. Мы хотели бы установить отношения, чтобы работать над созданием некоего союза от Владивостока до Европы", — сказала она.
Новые точки соприкосновения
Еще один ключевой участник субботних сессий вице-президент США Майкл Пенс также не стал уделять много времени так популярной в предыдущие годы на Мюнхенской конференции "российской угрозе". Часть его выступления, посвященная РФ, свелась к краткой констатации того, что усиление НАТО в Восточной Европе необходимо для продолжения политики сдерживания, что Москве надо отвечать за свои действия по Украине.
"Мы должны сделать так, чтобы Россия несла ответственность, и требовать выполнения минских соглашений, чтобы уровень насилия на востоке Украины снижался", — сказал он.
А затем снова — упоминание о сотрудничестве. По словам Пенса, новая администрация считает, что необходимо найти новые точки соприкосновения. "Президент Трамп верит, что они могут быть найдены", — подчеркнул вице-президент.
Эпоха пост-фейк
Главный выступающий от России — глава МИД РФ Сергей Лавров — все обвинения в том, что Москва пытается подорвать существующую международную систему, отверг.
"Мы категорически не согласны с теми, кто обвиняет Россию и новые центры мирового влияния в попытке подорвать так называемый либеральный мировой порядок", — отметил он. Российский министр добавил, что РФ всегда была готова к равноправной работе с зарубежными партнерами, к формированию общего пространства безопасности, добрососедства и развития. "Напряженность последних лет между Северной Америкой, Европой и Россией неестественна. Я бы даже сказал, противоестественна", — заметил Лавров.
"Рассчитываем на торжество здравого смысла, таких отношений мы хотим с США, отношений прагматизма, взаимного уважения, осознания особой ответственности за глобальную стабильность", — добавил он.
В целом, министр высказал мнение о том, что, если бы все пытались примирить интересы, работали на основе справедливости, можно было бы быстро отбросить навязываемые международному сообществу информационные войны и перейти к честной работе, не отвлекаясь на ложь и вымыслы. "Пусть это будет эпоха пост-фейк", — подытожил Лавров.
Бюджет НАТО
Практически все выступающие представители ЕС говорили о финансировании НАТО. Дело в том, что Трамп некоторое время назад в интервью британской The Times назвал североатлантический альянс "устаревшим" — потому, что союз "был создан много-много лет назад", потому, что "страны-члены не платят столько, сколько им следовало бы платить", и потому что "НАТО не борется с терроризмом".