Латвия по–прежнему важна для России
Десять лет назад Евгений Примаков, будучи главой Торгово–промышленной палаты (ТПП) России, подписал в Риге договор о сотрудничестве с Торгово–промышленной палатой Латвии. О нынешних взаимоотношениях двух стран газета «Сегодня» поговорила с его преемником — президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным.
Бизнес нащупал точки соприкосновения
— Сергей Николаевич, как складываются деловые отношения наших стран в эпоху санкций?
— Пусть за меня вам ответят цифры. Несмотря на все политические трудности, товарооборот между Россией и Латвией в 2016 году составил 2,5 млрд евро. И наша страна является для Латвии третьим важнейшим торговым партнером.
Кроме того, в настоящее время в экономической сфере между Россией и Латвией действует более 30 межправительственных и межведомственных договоров, которые покрывают практически все области взаимодействия. По данным минэкономики ЛР, в республике зарегистрировано более 2 тыс. предприятий с участием российского капитала. За последнее время российскими инвесторами в Латвии вложено полмиллиарда евро. Таким образом, ваша республика продолжает оставаться для нас важным партнером.
— Как вы оцениваете перспективу отношений?
— Перспектива несомненно присутствует, но она будет становиться все отчетливее по мере размораживания политических отношений. Тем не менее взаимные интересы между странами не улетучатся, несмотря на то, как долго будет происходить процесс политического потепления.
Думаю, бизнес уже нащупал точки соприкосновения. И я имею в виду не только обмен товарами, так сказать, продать туда и купить здесь. Я больше имею в виду проекты, которые можно создавать вместе. Для этого есть и опыт, и деньги. Главное теперь — найти новые возможности.
В режиме санкций
— Но пострадавшие есть и с одной, и с другой стороны…
— Пострадавшие есть всегда, даже когда нет никаких санкций. Но говоря про ограничения, нельзя отрицать, что санкции, например, против «Уралвагонзавода» привели к замораживанию строительства в Елгаве завода по сборке железнодорожных грузовых вагонов, реализация проекта которого планировалась в 2015 году.
Наряду с этим нефтяная компания «Лукойл» продала свои активы в Латвии.
Но вместе с тем есть и позитивные примеры. Одно из крупнейших в России предприятий по производству кондитерских изделий Pobeda Confectionary Ltd. реализует проект по созданию шоколадной фабрики в Вентспилсе, недавно состоялся запуск второй очереди. Да и «Уралхим», построивший специализированный терминал для перевалки и хранения минеральных удобрений, никуда не делся.
— Как можно сохранить эффективное деловое сотрудничество в тот период, когда границы для ряда товаров фактически закрыты?
— Вот то, о чем я говорил выше — создавая совместные предприятия. Как на территории Латвии, так и на территории России. Тогда ничего возить через границы не придется.
Производство созданное хоть у нас, хоть в Латвии не перестанет работать. Совместные проекты более защищены от негативных для бизнеса политических решений, которые не учитывают, что наши страны — это богом данные друг другу соседи. Вы не перенесете свою страну в Африку — и мы не переедем никуда.
Соседствовать так или иначе придется, и всем будет лучше, если мы будем жить по поговорке «хороший сосед — ближе родственника». Нельзя зацикливаться на санкциях и тому подобных ограничениях.
Свято место пусто не бывает
— На днях «Россельхознадзор» исключил из списков предприятий, которым разрешено ввозить продукцию в Россию, несколько десятков латвийских компаний. По–моему, укреплением связей это не назовешь — разве нет?
— «Россельхознадзор» поступил так из–за имеющихся норм, которые гласят, что если в течение трех лет предприятие не экспортировало свою продукцию в Россию, то оно автоматически исключается из данного списка. Поскольку качество продукции проверить не было возможности, а надзорное ведомство в первую очередь руководствуется безопасностью товаров, продаваемых в российских магазинах.
Подробности читайте в новом номере «СЕГОДНЯ» 20 февраля