Тот самый Янковский. 5 малоизвестных фактов из жизни актера
Любая биография Янковского начинается похоже: родился в городе Джезказган Казахской ССР, имеет белорусские и польские корни, мечтал стать стоматологом, увлекался футболом. Когда семья Янковских переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр — старший Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, средний брат, Николай, — в театральном кружке. А вот дальше судьба младшего из трех братьев — Олега, пестрит чередой невероятных, почти мистических совпадений.
Факт № 1: в актеры вместо брата
В театральный вуз Олег Иванович, по сложившейся легенде, зашел совершенно случайно. И так же совершенно случайно узнал, что туда втайне поступил его средний брат. Несмотря на то, что прием документов уже был закончен, Янковского-младшего приняли, а брат великодушно уступил ему свое место.
Факт № 2: из ресторана в кино
Еще более странной кажется история попадания Янковского в кино. После окончания театрального училища Олег Иванович устроился актером в Саратовский театр. О том, чтобы сниматься в кино, особо не мечтал. А вот далее существует несколько версий того, как Олег Иванович стал звездой экрана. Самая невероятная из них звучит следующим образом: во время гастролей театра во Львове Янковский зашел пообедать в местный ресторан. Там в этот самый момент обедал режиссер Владимир Басов со съемочной группой. Басов в тот период искал артиста на роль Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч». Басов заметил Янковского и на всякий случай отправил одного из своих ассистентов узнать, кто этот молодой человек по профессии. Когда выяснилось, что по профессии он актер, Янковского сразу вызвали на «Мосфильм» и утвердили без долгих проб. В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме «Служили два товарища». Хотя после сыгранных ролей Олег Иванович и «проснулся знаменитым», но всё же остался актером Саратовского театра.
Факт № 3: Мышкин для Захарова
В начале 70-х Янковский снялся подряд сразу в трех фильмах, где его партнером был Евгений Леонов. Как уверял сам Леонов, именно он убедил художественного руководителя невероятно популярного уже в те годы театра «Ленком» Марка Захарова съездить в Саратов и посмотреть на Янковского в роли князя Мышкина. Захаров согласился и не пожалел. Олег Иванович был немедленно приглашен в труппу «Ленкома», звездой которого оставался до конца своих дней. Впрочем, по слухам, поначалу он жалел, переживал о своем решении. Главных ролей не давали. Кроме того, он «выдернул» в столицу еще и свою жену — успешную на тот момент актрису саратовского театра Людмилу Зорину. Умолял ее потерпеть, простить его. Она терпела, ждала. И не напрасно. Марк Захаров утвердил Янковского на роль Волшебника в фильме «Обыкновенное чудо», который стал во многих смыслах судьбоносным.
Накануне съемок у актера случился сердечный приступ, и он был уже готов отказаться от роли. Но Захаров заверил, что дождется его выздоровления и только после этого приступит к съемкам.
Факт № 4: шок от Тарковского
Работа с другим мэтром отечественного кино — Андреем Тарковским, также окутана слухами и домыслами. Якобы в фильм «Зеркало» Тарковский пригласил Янковского из-за внешнего сходства с отцом режиссёра. А перед съемками в другом фильме Тарковского — «Ностальгия», режиссер заставил актера потратить кучу нервов. Он бросил Олега Ивановича одного в Риме на месяц. Режиссер хотел, чтобы Янковский пережил психологический шок, оставшись в незнакомой стране, не зная языка и практически без средств к существованию. К тому времени, как Тарковский вернулся за артистом, тот уже чувствовал себя потерянным и забытым. Именно это состояние и требовалось для съемок.
Факт № 5: жалел о выборе профессии
Говорят, Олег Иванович порой жалел о том, что выбрал профессию актера. Во время визита Олега Ивановича в редакцию «АиФ» (оказавшегося, увы, одним из последних) мы спросили его напрямую: так ли это? Нет ли в этом актерского лукавства? Он тогда задумался, затянулся трубкой и ответил: «Это правда, иногда жалею. Весь трагизм актерской профессии в том, что однажды и народная любовь, и достойные роли остаются позади. Это очень болезненный, страшный момент. Но если ты видишь, что на спектакле сидят молодые девушки, значит, дела у тебя идут хорошо». Он ушел из жизни в возрасте 65 лет. И практически до последних дней своей жизни выходил на сцену. А в зале на его спектаклях всегда сидели молодые девушки.