От Риги и Питера до Венеции
Две выдающиеся художницы по текстилю, представляющие две страны, два поколения, в каком–то смысле Учитель и ученица, соседствуют в творческом содружестве в Art–refuge Alberts (Яня сета, 5–3а, на первом этаже, вход свободный).
У края земли
Первый мастер — гордость Латвии, Рута Богустова, уже перешагнувшая свой 80–летний рубеж, дождавшаяся правнуков, но не только не растерявшая своего творческого потенциала и работоспособности, но и поражающая новыми находками и искрящейся фантазией. Непревзойденный мастер текстиля воплощает их в огромных роскошных тканых изделиях и коллажах, который можно увидеть в небольшом зале: «Край земли», «Карнавальный лабиринт», «Зеркала», «Хоровод», множество причудливых декоров–коллажей, вьющихся по стенам.
— «Край земли» — это берег моря, и я постаралась изобразить в тканях все, что свойственно этому месту, — говорит Рута. — И ракушки, и прибрежную растительность, и камешки, и песок, и чаек, и сосны, и лодки, и рыбачек, ожидающих на берегу своих мужей. Вы видите здесь два фрагмента моего тетраптиха. А эти декоры–коллажи я называю «висюльки» или «хвостики» — прекрасно подходят для украшения любого интерьера.
Когда спрашиваешь у Руты, как она все это делает и откуда к ней приходят такие замысловатые сюжеты и образы, художница пожимает плечами: «Просто встаю каждое утро и начинаю ткать…» И так много–много лет подряд. Внук Руты, Карлис Богустов, пошел по ее стопам, но стал художником по стеклу. Его «Композицию» мы можем увидеть рядом с работами бабушки.
Дамы и кавалеры
А петербурженка Анна Векслер, художник по текстилю, педагог и автор книг по своей специальности, привезла работы в Ригу ненадолго. Ее увлекла тема выставки — карнавалы в Венеции и Ницце. Вернее, однажды Венеция покорила ее сердце, и она запечатлела ее пышный облик в роскошных коллажах, плоских и объемных, арт–объектах, гобеленах и шпалерах. «Дама с единорогом», «Мурано», «Венеция», «Чайка», «Пара на карнавале», «Офицер», «Венецианский дож», «Коломбина». Одни были натянуты на подрамник, а другие являли свой так называемый «свободно висящий коллаж».
— Мои работы гостят в Риге уже в третий раз, — делится Анна. — Первый раз это была выставка «Предчувствие весны» — здесь же, второй раз хозяева зала, мои петербургские друзья Татьяна и Семен, затеяли сюжет про рижских львов. Я сделала для них коллаж на эту тему и передала в Ригу. А ныне они, задумав экспозицию «Февраль — время карнавала», предложили объединить свои работы с гобеленами Руты.
Гармония этники и фантазии
— Я с радостью согласилась! — продолжает Анна. — Ведь Рута — корифей своего дела, о котором я знала еще со времени учебы, видела ее работы — наши педагоги на кафедре художественного текстиля, где я училась, показывали нам альбомы с гобеленами латвийских художников, среди которых блистала Рута. Прибалтийский текстиль для нас всегда служил примером и эталоном. Он поражал нас этим синтезом народного, аутентичного и высокохудожественного.
О Богустовой часто говорил и мой преподаватель Борис Георгиевич Мигаль, сам непревзойденный мастер, первооткрыватель фактурного ткачества, создатель собственной школы. Он часто ездил на симпозиумы по своей области в Прибалтику и с Рутой был знаком.
Мы с Татьяной стали подбирать наши работы, чтобы они составляли на этой выставке некую гармонию.
Остаться в Венеции
— Я побывала впервые в Италии только в 2012–м, но с тех пор каждый год туда езжу, — признается Анна. — В первый раз отправились большой компанией художников в Монц, городок под Миланом, с нашей выставкой. Конечно, побывали во Флоренции, Венеции, Падуе, Равенне. Когда впервые попала в Венецию, не хотела уезжать оттуда. Говорила коллегам: «Положите меня на берегу лагуны, пусть волны на меня набегают, и я больше никуда не пойду». И вот видите, сколько этому городу у меня посвящено.
А в «Единороге» воплотилась моя любовь к вещам, которые меня некогда поразили, — мильфлеры (работы в этой старинной технике ткачества), французские шпалеры. И пока я не создала нечто подобное, тема меня не отпускала… Я называю свои арт–объекты, такие как «Коломбина» и «Офицер», «куклами» — они могут украсить любой интерьер.
Подробности читайте в новом номере «СЕГОДНЯ» 23 февраля