У батьки заиграло очко и он рванул в Сочи, но Путина не встретил
В отношениях между Россией и Белоруссией опять возникли проблемы. Об этом прямо сказал белорусский министр иностранных дел Владимир Макей после встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым. Как это ведётся издревле, ошибки глав государств исправляют дипломаты. Дело в том, что в последнее время президент РБ Александр Лукашенко предъявил нашей стране ворох обвинений. Если читать его речи, не зная автора, можно подумать, что это Порошенко исполняет свой любимый репертуар.
По мнению популярного российского политолога Сергея Михеева, причиной громких демаршей Александра Григорьевича, как обычно, являются деньги. Двадцать пять лет модель, по которой выстраивалась белорусская экономика, была ориентирована на тесную связь с Россией. В обмен на разного рода льготы и преференции Лукашенко соглашался на то, что его страна будет своеобразным пророссийски настроенным буферным государством между нашей страной и Европой.
Если посмотреть на историю отношений наших стран, то можно увидеть, что как только в России возникали какие-то финансовые трудности, когда на «подкормку» Белоруссии денег не хватало, так Александр Григорьевич начинал выступать с громкими заявлениями, но при этом держал себя в неких рамках приличия. Однако последние его высказывания за эти рамки выходят. Значит, считает политолог, дела в Белоруссии совсем уже плохи.
А то, что они плохи, говорят новшества, которые появились в Белоруссии в последнее время. Взять хотя бы нашумевший «налог на тунеядство», из-за которого в стране вспыхнули митинги. Некоторые «оптимисты» чуть ли не стали предсказывать реализацию майданного сценария в Минске, но пока всё обошлось. Однако Лукашенко не может не чувствовать, что его положение в стране не столь уж прочно, как раньше.
Сергей Михеев считает, что Александр Григорьевич пытается кому-то доказать, что он самостоятельный политик, хотя сам же знает, что белорусская экономика без российской поддержки не выстоит. За разного рода угрозами освободиться от российской зависимости и обратиться к Западу не стоит реальных намерений.
Глава Белоруссии не может не видеть, что произошло с соседями: с Прибалтикой, Польшей и Украиной. Пойдя по их пути, он рискует оставить страну без промышленности и сельского хозяйства, продукция которых стабильно пользуется спросом в нашей стране, но которую вряд ли допустят на европейские рынки. Поэтому у Лукашенко нет большого выбора, кроме как держаться за Россию.
Что-то всё-таки в голове у Александра Григорьевича щёлкнуло, а может быть, министр иностранных дел посоветовал, но позавчера он приехал в Сочи как бы с частным визитом. Наш политолог отметил, что уже привычка у Лукашенко — приезжать в Сочи после того, как он наговорил с три короба. Предыдущие его приезды иногда оформлялись как официальные, а иногда в Сочи «случайно» оказывался президент РФ Владимир Путин, и оба лидера могли побеседовать в неформальной обстановке. После таких терапевтических бесед Лукашенко обычно успокаивался, а Кремль «забывал» его резкие выражения.
Но в этот раз сразу после новости о приезде Лукашенко в Сочи, на сайте Кремля появилось сообщение от президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, в котором говорилось, что Владимир Владимирович в ближайшие недели не располагает свободным временем для встречи с белорусским лидером. Тревожный звоночек для потерявшего берега «батьки».
Совсем неудивительно, что сразу после такого холодного приёма в зимнем Сочи, в ход пошла дипломатия. Как уже говорилось выше, вчера состоялась встреча глав МИДов обеих стран. К сожалению, мы не знаем, о чём конкретно говорили Лавров и Макей, и договорились ли они о личной встрече Путина и Лукашенко.
В любом случае, как считает Сергей Михеев, диалог будет налажен, но нынешние разногласия уже не будут забыты ни в Москве, ни в Минске. Лукашенко следует забыть о личных амбициях и подумать о судьбе своей страны, для которой тесный союз с Россией является лучшим выбором. Будем надеяться, что он сделает правильные выводы из произошедшего и впредь будет внимательнее следить за своей речью.