Новый "Майдан" приведет к признанию Новороссии
Почему постмайданная Украина изначально обречена на самоуничтожение.
В эти дни на Украине отмечается очередная, третья уже годовщина победы "Майдана". Вернее не отмечается. На Украине есть официальный праздник — День достоинства и свободы, отмечаемый 21 ноября в честь обоих "Майданов" 2004 и 2013-2014 гг. Победа последнего "Майдана" государственным праздником не считается. То ли из-за того, что отмечать нечего — итоги этого "Майдана" превзошли все ожидания в плане уничтожения государственности Украины. То ли из-за того, что эти дни — лишний повод для радикалов напомнить власти, на чьих костях они стали этой властью и чего она, их власть, стоит.
Действительно, отмечают эту дату (не считая официальных мероприятий в честь т. н. "небесной сотни") исключительно радикалы, которые, очевидно, недовольны тем, что это они привели нынешних властителей Украины в их кабинеты, а сами не получили ничего, кроме призыва на фронт, откуда многие вернулись без конечностей, а многие и вовсе не вернулись.
Впрочем, радикалы еще не поняли, что вся эта война превратилась в универсальный механизм по их, недовольных и пассионарных, перемалыванию и "утилизации" — для них эта война по-прежнему священна, и их претензии к власти сводятся главным образом к тому, что власти ведут себя недостаточно радикально по отношению к "сепарам" и "российским агрессорам", начиная от отказа от вооруженного "возврата" Крыма до торговли с врагом в Донбассе.
Можно очень хорошо понять ветерана "АТО", который искренне верит в то, что воюет за свою страну, а ему не только не дают наступать, но еще и заставляют бездейственно смотреть, как осуществляется торговля с противником, как идут эшелоны через линию соприкосновения, устланную телами его "побратимов". Можно очень хорошо понять его искреннее возмущение. Но неужели он не понимает, что своими действиями, которые оставляют тысячи его сограждан без света и тепла, настраивает их против себя, против войны, против военных?
Этим успешно пользуется государственная пропаганда. Оказывается, что блокаду устроили, конечно же, "агенты Путина". Впрочем, агенты Путина тоже в долгу не остались, назвав противостоящих им в Киеве силовиков "полицией ДНР". Как у себя в "Фейсбуке" отметил проживающий в Европе украинский политолог и историк Владимир Корнилов, получается презабавнейшее шоу: противостояние "агентов Путина" с "полицией ДНР". Пусть европейцы, которые не очень хорошо знакомы с реалиями того, что на Украине называют политикой, поломают головы и попробуют разобраться без пол-литры.
Со стороны это выглядит действительно нелепо, глупо и совершенно не смешно. Какой-то унылый и грустный цирк. То, что в эти часы происходит на майдане, — это и есть "грустный цирк", или, выражаясь современным языком, "фрик-шоу". Такое ощущение, что некий не лишенный понимания сути своей профессии, но совершенно утративший пассионарность, давно привыкший делать работу "без огонька" режиссер пытается поставить на киевской сцене спектакль про "Майдан". Вроде все натуралистично: и драки с полицией, и кровь на мостовой, и горящие покрышки. Но уныло и неинтересно.
Может, это потому, что это давно не премьера, которая могла собрать аншлаг, что одно и то же показывают каждый год? Из года в год одно и то же.
Тут сразу можно вспомнить широко распиаренный, но сдувшийся очень быстро и с "пшиком" "Майдан-3", организованный радикалами год назад. Тогда некие "Радикальные правые силы" (состоявшие главным образом из осколков "Правого сектора" — тех, кого Ярош не взял с собой в большую политику, так и оставив на политической обочине, предварительно воспользовавшись их услугами зимой 2014-го) вроде бы начали весьма правдоподобную инсценировку. Они захватили отель "Казацкий", устроив в нем "штаб революции". Комбат ОУН Николай Кохановский (известный активным участием еще в предыдущем "Майдане"), который, кстати, и сегодня является одним из главных медийных лиц нового "Майдана", с соратниками разгромил "Альфа-банк". Поставили палатки на Майдане, разожгли костры, подрались немного с полицией. И все.
Может, все дело в том, что не хватало "печенек Нуланд", а без них холодно и голодно? Или в том, что Порошенко все же не Янукович, и он, хоть и трус, вряд ли вот так просто "прогнулся бы". Ну и еще в том, что это действительно была горстка "фриков" по сравнению с "Майданом" 2013-2014, где националисты хоть и были движущей силой, все же была хорошая массовка, создававшая видимость "народной революции". Всего этого у "Майдана-3" не было, и он сдулся как воздушный шарик от времени, хотя и намного быстрее.
Нечто похожее происходит в Киеве и сегодня — на третью годовщину. Вообще, на постмайданной Украине это уже традиция, сценарий которой практически неизменен. Радикалы заранее анонсируют очередной "Майдан" (требуют "продолжения революции"); угрожают власти и лично Порошенко (которого объявляют "агентом Путина", руководителем "режима внутренней оккупации", изменником) страшными карами, напоминая о судьбе Януковича и о том, что Порошенко, в отличие от предшественника, сбежать не успеет; анонсируют всенародное вече в десятки, а то и сотни тысяч человек; обещают привлечь рассерженных горожан и бойцов "АТО", массово ради такого случая возвращающихся с фронта. В реальности собирается несколько сотен, ну тысяч. Разыгрывают спектакль на Майдане с установкой палаточного лагеря, захватом каких-то зданий, погромами и стычками с полицией. Спектакль обычно длится пару-тройку дней, после чего заканчивается — как правило, после окончания исторического "майданного" отрезка времени. Разумеется, предупреждением власти, что "это была только репетиция", "мы еще вернемся" и т. д.
Интересен еще тот момент, что выходят "майданить" реальные контуженные на фронтах "фрики", среди которых нет никого, кто обладал бы достаточным авторитетом даже в ультраправой среде, каким был тот же Ярош в 2014-м. Нет больше того "Правого сектора", который смог в считанные недели развернуться в полноценное военизированное подразделение. Есть несколько мелких секточек с карманными вождями. И самое интересное, что выходят они все в разное время, по неизвестным причинам объединения, как в 2014-м, не происходит.
Со вчерашнего дня митингуют организаторы т. н. "блокады Донбасса". Той самой, решить проблему которой всеми доступными методами Порошенко велел своим указом еще в пятницу, но почему-то ее так и не решили. Сделали вид, что попытались, но вяло и почти сразу отступили, столкнувшись с решимостью радикалов стоять до конца. И вот радикалы уже в Киеве. Впрочем, захватить никем не охраняемые пути — это дело нехитрое, а вот парализовать большой город, обрушить власть — это уже посложнее. В Киеве на них никто особо внимания не обращает, там к "фрикам" привыкли.
Еще раз: сценарий повторяется даже в мелочах. Драки с полицией, задержание наиболее буйных и контуженных (типа того же Кохановского). Впрочем, наутро их традиционно выпускают, после чего восторженная толпа сторонников, воспринимающих это как слабость режима и свою победу, несет их обратно на "Майдан", после чего все повторяется сначала. В этот раз разница разве что в том, что радикалам даже палатку не дали поставить на том месте, где депутат Семенченко пообещал воздвигнуть главный "редут" своей блокады. С каждым годом представление становится все скучнее.
Впрочем, очевидное нежелание властей бороться с радикалами как на путях на линии соприкосновения, так и в столице (при том, что радикалы, несмотря на свою немногочисленность и очевидную маргинальность, создают стране серьезные проблемы), говорит скорее о том, что они Порошенко все же нужны. Может, в качестве "пугала" (мол, альтернатива мне — только эти). Может, в качестве чего еще, например, демонстрации Западу того, что он никак не может выполнить Минские соглашения, потому что общество настроено радикально против, а что бывает, когда украинское общество объединяется против "злочинной влады", все видели в феврале 2014-го.
Порошенко понимает, что Западу его не то чтобы жалко, просто реальной альтернативы нет, кроме тех, кто бузит на Майдане. В 2014-м у Запада была альтернатива Януковичу, которую они целенаправленно вели к власти. А сегодня альтернативы Порошенко нет.
Впрочем, это было актуально до недавнего времени. Приход к власти в США Дональда Трампа дает основания полагать, что изменение американской политики по отношению к Украине может начаться со смены лиц в руководстве незалежной. Может, потому-то Порошенко и не идет на обострение с радикалами, чтобы не облегчать задачу тем, кто уже принял решение избавиться от него?
О том, что Порошенко давно оказался загнанным в угол, думаю, в очередной раз не стоит и напоминать. Вопрос для него формулируется не в том, "как выжить?", а в том, "как подороже продать свою жизнь?". Кстати, и в переносном, и в прямом смыслах. Единственное, что позволило бы Порошенко "остаться в обойме", умилостивить Запад и позволить Москве вернуться за стол переговоров с "нерукопожатным Петей", — это выполнение Минских соглашений. Иных вариантов просто нет, да и не было никогда. Разве что тогда, в 2015-м, их еще можно было выполнить половинчато, сейчас это уже не "прокатит". Более того, чем дольше выполнение "Минска" будет затягиваться, тем больше могут ужесточиться его условия. И то, о чем так мечтал Порошенко — ревизия соглашений, может и впрямь состояться. Только уже в пользу республик Донбасса.
Помните, что было сказано Азарову в Европе, когда он еще был премьером? Что если вы не подпишите "Евроассоциацию", ее подпишут другой премьер и президент. Вот и у Порошенко примерно такая ситуация. С разницей в том, что Янукович еще мог искать помощи у России (и нашел ее, во всяком случае финансовую и гарантии безопасности для себя лично), а вот Порошенко помощи искать не у кого: для Запада он уже списанный материал, а в Москву не пойдешь.
Порошенко просто не может выполнить обязательства. Не потому, что так боится радикалов, хотя и это тоже: радикалы, выступающие категорически против "Минска", хоть и не являются на Украине большинством численным, но уж точно являются наиболее активной и пассионарной частью населения, к тому же — вооруженной и имеющей реальный боевой опыт. Порошенко не может выполнить "Минск" потому, что он полностью противоречит идеологии "Майдана". А Порошенко — плоть от плоти этого "Майдана", который привел его к власти.
Не зря украинские радикалы говорят о "Минске" как о "троянском коне", созданном в Москве, целью которого является внедрение в тело Украины ставшего, по сути, чужеродным ему органа — Донбасса, который изнутри разрушит "майданную Украину". Не знаю, насколько это было специально задумано и спланировано в Москве (лично меня текст минских соглашений и последовательность их пунктов наводят на мысль, что они писались буквально на коленке), но с одним фактом не поспоришь. Полное (не имитация или половинчатое) выполнение всех пунктов "Минска" нанесет мощнейший удар по "Майдану", его мифологии и его будущему.
Фактически в "Минске" об этом не говорится, но именно это подразумевается итогом его выполнения: легализация фактической экономической независимости Донбасса (что входит в противоречие с "евроассоциацией" и фактически ее либо убивает, либо разрушает единое экономическое пространство самой Украины); фактическая федерализация, которая, начавшись с отдельных районов Донбасса, непременно переползет в другие части страны; отказ от стремления в НАТО (куда Украину и без того не возьмут, но тут уже придется отказаться официально, разрушив миф); появление представителей новых донбасских элит в органах власти, что сделает невозможным дальнейшее проведение сегодняшней русофобской политики.
Это не значит, что Украина тут же упадет к ногам Москвы и станет стопроцентной зоной ее влияния, как уверяют некоторые украинские "алармисты". Но это значит, что проекту "Антироссия", который с той или иной степенью радикальности лепили из Украины последние 25 лет (а по-хорошему, начали лепить еще задолго до XX века, когда на Западе осознали, что сделать жителей Окраины поляками не получится, что они могут быть или русскими, или "антирусскими"), будет нанесен серьезный удар.
И да. Ни о каком "возвращении" Крыма на каких бы то ни было условиях не может быть и речи. Всплывшая в западной прессе информация об инициативе некоторых украинских депутатов по решению "украинского" вопроса" — это, по сути, последняя отчаянная попытка прощупать "партнеров" на предмет возможности коррекции условий "Минска" в сторону, более выгодную Украине. Еще раз повторю, в нынешней ситуации коррекция возможна только в противоположную сторону. И чем дольше Киев будет тянуть — тем радикальнее она будет.
Звонкую оплеуху получил Порошенко от Путина 18 февраля, когда Москва признала документы ЛДНР. Надо заметить, что признала филигранно — юридически безукоризненно (никакого первого шага к признанию республик, о котором завопили на Украине, конечно, нет). В Указе говорится не о республиках, а об "ОРДиЛО", которые являются частью Украины, согласно "Минску", под которым стоит подпись Порошенко. И речь идет о том, что меры эти временные — до урегулирования кризиса. Читай: до выполнения Минских соглашений.
То есть все по "Минску". Нигде нет никаких нарушений. Что, конечно же, не помешало Турчинову заявить о том, что Москва выходит из Минских соглашений (а Москва никогда и не была их стороной – ау, есть кто дома?), а Порошенко устроить истерику в Мюнхене, куда его, видимо, пригласили по привычке.
В Мюнхене Порошенко действительно выглядел белой вороной. Ему впервые за три года не дали выступать в основной день — субботу, задвинув на открытие конференции, когда еще не все ее участники подтянулись. Потом посадили на панельной дискуссии в компании с Маккейном, Дудой и Борисом Джонсоном обсуждать совершенно посторонние для него темы: терроризм, миграционный кризис, киберугрозы и т. д. Порошенко, конечно, попытался перевести дискуссию на тему Украины (на этот раз обломками самолета и паспортами не тряс, но привычно нес бред в духе того, что "Путин лично ненавидит Украину", который мало кто на Западе уже воспринимает всерьез, за исключением слабо знающих историю и географию политиков, вроде сенаторши Уотерс), но получилось у него вяло, и даже поддержка знатного русофоба Маккейна не позволила ему стать тем центром внимания, которым он был в предыдущие годы.
Конечно, антироссийская риторика пронизывала Мюнхен. Но все больше в связи с угрозами "русских хакеров" и вмешательства в выборы. Украина незаметно отошла на задний план.
И выступления Пенса и Меркель тоже не добавили оптимизма Порошенко. А сколько на Украине было радостного улюлюканья по поводу встречи Порошенко с самим Пенсом! Даже сегодня включаю телевизор и вижу в очередном политическом ток-шоу лысого самопровозглашенного политолога Ковтуна, который сияет как начищенный унитаз и, задыхаясь от радости и яростно жестикулируя, взахлеб рассказывает о том, что Трамп, дескать, продемонстрировал, что Украина для него — приоритет номер один.
Точно так же несколько дней назад они восторженно, как молитву, повторяли слова Шона Спайсера о том, что Трамп ждет от России "возврата" Крыма. И в тот момент, когда вся "патриотическая" Украина с замиранием сердца ждет прорыва на Мюнхенской конференции, становится известно о субботнем указе Путина. Как холодный душ.
Еще большим холодным душем стала реакция Запада, вернее ее фактическое отсутствие.
По-иному уже и быть не могло. Запад закроет на это глаза так же, как до этого закрывал глаза на демонстративный отказ Киева выполнять свои обязательства по "Минску". Может, Западу пока не хватает решимости или еще чего, чтобы перейти от щелчка по носу Порошенко к смачной оплеухе, но ничто не мешает это сделать Москве. И Запад уже не вступается, как в былые времена, потому что уже даже слепым очевидно: получил за дело, дальнейшее покрывательство вконец утратившего страх "малолетнего хулигана", который, будучи уверенным в поддержке взрослых за спиной, ходит по улице, раздавая пинки прохожим ,— это уже чревато для самого Запада.
Да, кстати, те, кто сегодня в Киеве говорит о том, что указ о признании документов ЛДНР — это шаг в сторону признания самих республик, кое в чем правы. Видимо, они историю знают лучше киевских властителей. Хотя бы недавнюю историю российско-грузинских отношений, которые были полностью и на долгие годы разрушены Михаилом Саакашвили. А ведь его предупреждали: не ссорься с Россией. Россия всегда признавала территориальную целостность Грузии, в 90-е даже участвовала в устроенной Тбилиси блокаде. Возможно, так оно и было бы, если бы Саакашвили не взялся бы строить русофобскую страну у нас под носом, не заставил нас раньше срока вывести базы и не заявил бы о стремлении в НАТО. Его предупреждали, а он не слушал. В итоге настолько оборзел от безнаказанности, что, поддерживаемый негласным одобрением Вашингтона, полез в Южную Осетию войной, в итоге получил мощный удар в челюсть и признание Россией Абхазии и Южной Осетии. Самому Саакашвили уже все равно, он "патриотствует" теперь вдали от Родины, а вот Грузии он сделал огромную "подлянку", испортив отношения с Россией до состояния их отсутствия и лишив на десятилетия вперед страну возможности даже гипотетической реинтеграции отколовшихся территорий.
Вот так же и Порошенко. Его предупреждали раз, его предупреждали два. Его уже всем миром предупреждают, включая "западных партнеров". Если он не будет выполнять "Минск", следующим шагом может стать раздача российских паспортов, а то и признание Новороосси, тем более что для этого нужна лишь политическая воля руководства страны, большая часть российских депутатов, не сомневаюсь, поддержит даже включение Донбасса в состав России. Ну, нужно еще и понимание Запада конечно. Чем дольше Порошенко будет тянуть, тем сильнее у Запада будет это понимание.
Впрочем, повторюсь, нет у Порошенко такого выбора. Он такая же неотъемлемая часть проекта "Майдан", как те, которые продолжают сегодня скакать и жечь покрышки. Только в случае чего отвечать он будет один за всех. Ну, может, не один, но легче ему от этого точно не станет.
Каждый день невыполнения "Минска" уже все дальше и дальше отталкивает ДНР и ЛНР от Украины. Каждый день скачков на Майданах приближает признание Новороссии Россией. Есть такая замечательная песня "Есть у революции начало, нет у революции конца". Как будто про Украину написано. Украина обречена на вялотекущий нескончаемый "Майдан". И каждый новый "Майдан" будет ужесточать условия урегулирования украинского кризиса и уменьшать территорию страны. Пока Украина окончательно не перестанет существовать.
Дмитрий Родионов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.